Вопрос: Можно ли принять локальный нормативный акт, регулирующий вопросы прохождения работниками диспансеризации, и установить в нем срок уведомления работодателя путем подачи соответствующего заявления не позднее чем за семь календарных дней до диспансеризации?
Ответ: Работодатель вправе принять локальный нормативный акт, регулирующий вопросы прохождения работниками диспансеризации, а также может установить срок подачи соответствующего заявления.
Обоснование: Работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем (ст. 185.1 Трудового кодекса РФ).
Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
Как следует из содержания ч. 1 ст. 8 ТК РФ, работодателю трудовым законодательством предоставлено право принимать локальные нормативные акты в сфере трудовых отношений. Поэтому работодатель вправе принять локальный нормативный акт, регулирующий в том числе вопросы прохождения работниками диспансеризации.
Вместе с тем надо учитывать, что локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ). Поэтому локальный нормативный акт, регулирующий вопросы прохождения работниками диспансеризации, не должен снижать уровень гарантий, установленных трудовым законодательством, в частности ст. 185.1 ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Поскольку день (дни) освобождения работника от работы согласовывается работником с работодателем, представляется правомерным установление в локальном нормативном акте, регулирующем вопросы прохождения работниками диспансеризации, срока подачи соответствующего заявления не позднее чем за семь календарных дней до дня (дней) для диспансеризации. В данном случае будет соблюдаться баланс интересов работника и работодателя (работник заранее подберет для прохождения диспансеризации удобный день (дни), а работодатель сможет учесть все моменты, связанные с отсутствием работника на работе в этот день (дни) (например, сможет откорректировать график сменности и др.)); данная норма не будет ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Ю.С. Таранова
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Государственная инспекция труда
в Республике Карелия
16.07.2019