Вопрос: Как исправить запись об увольнении с предыдущего места работы в трудовой книжке, если дата увольнения точно не известна и есть несколько записей нового работодателя, а прежний работодатель утратил документы?
Ответ: До внесения исправлений в трудовую книжку необходимо уточнить дату увольнения путем получения работником выписки из индивидуального лицевого счета (ИЛС) по форме СЗИ-ИЛС.
Исправления может внести либо прежний работодатель, либо работодатель по новому месту работы. Также работник вправе потребовать оформления дубликата трудовой книжки.
Обоснование: В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее — Правила) и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее — Инструкция), регламентированы форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок внесения записей в книжку.
При оформлении трудовых пенсий в Пенсионном фонде РФ трудовые книжки тщательно изучаются. В связи с этим наличие неточностей и ошибок в заполнении зачастую служит причиной нехватки оснований для подтверждения стажа граждан, в результате чего возникает необходимость представления дополнительных документов либо использования иных способов подтверждения стажа.
В случае если дата увольнения не известна точно, а прежний работодатель утратил кадровые документы за период увольнения, то до восстановления данных в трудовой книжке за необходимыми данными целесообразно обратиться в Пенсионный фонд РФ, куда страхователи в обязательном порядке представляют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе о дате увольнения (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органы ПФР обязаны бесплатно предоставлять работнику по его обращению сведения по форме СЗИ-ИЛС, утвержденной Приказом Минтруда России от 09.01.2019 N 2н (ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Порядок предоставления данных сведений отражен в Административном регламенте, утвержденном Постановлением Правления ПФР от 27.02.2019 N 100п. Так, сведения предоставляются застрахованному лицу в срок, не превышающий 10 дней со дня получения территориальным органом ПФР запроса.
Если запрос подан с использованием сети Интернет в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг или через «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте ПФР, сведения о состоянии ИЛС предоставляются застрахованному лицу в режиме реального времени в день обращения (п. 12 Административного регламента).
Окончательно выяснив дату, можно приступить к процедуре внесения исправлений в трудовую книжку.
Поскольку в Инструкции и Правилах не приведен пример исправления неверной записи о дате увольнения, а запись об увольнении вносится в раздел «Сведения о работе» трудовой книжки, на практике применяют следующие способы исправления этой ошибки.
1. При необходимости изменения конкретной записи об увольнении с работы в разделе «Сведения о работе» после соответствующей последней в этом разделе записи указываются следующий порядковый номер и дата внесения записи, а в графе 3 делается запись: «Запись за номером таким-то недействительна». После этого вносится правильная запись (п. 1.2 Инструкции). Это исправление может внести как бывший работодатель, так и работодатель по новому месту работы, но второй — только на основании документов, представленных бывшим работодателем (справки произвольной формы, копии приказа и т.д.) (п. 27 Правил). Официальных разъяснений по порядку заверения исправленной записи об увольнении с предыдущего места работы нет, поэтому решение по данному вопросу работодателю придется принимать самостоятельно.
Если в организации (например, АО или ООО) отсутствует печать, записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек (Разъяснение по некоторым вопросам применения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках», утвержденное Приказом Минтруда России от 31.10.2016 N 589н).
Следовательно, если работодатель, вносящий исправление в запись об увольнении, относится к числу АО или ООО, отказавшихся от печати, ему достаточно решить вопрос о том, целесообразно ли заверять исправленную запись об увольнении в трудовой книжке подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек.
Полагаем, что работодателю не следует сопровождать исправленную запись об увольнении подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника в соответствии с п. 35 Правил, поскольку в рассматриваемом случае нет возможности соблюсти указанный порядок внесения данной записи. Упомянутые подписи и печать вносятся при увольнении работника и заверяют все записи, внесенные в трудовую книжку работника за период работы у данного работодателя, то есть до момента увольнения. В рассматриваемом же случае, во-первых, фактического увольнения не происходит, а только вносится исправление в запись о нем, а во-вторых, в трудовую книжку после увольнения уже были внесены другие записи.
2. Работник, в трудовой книжке которого имеется запись об увольнении, признанная недействительной, имеет право потребовать оформления дубликата трудовой книжки по последнему месту работы, в который переносятся все произведенные записи, за исключением признанной недействительной (п. 33 Правил).
Подготовлено на основе материала
Региональный информационный
центр
05.08.2019