Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Каковы особенности направления иностранных работников в загранкомандировку?
28.10.2020

Каковы особенности направления иностранных работников в загранкомандировку?

Вопрос: Каковы особенности направления иностранных работников в загранкомандировку?
 
Ответ: Для командирования иностранного работника за пределы Российской Федерации конкретных сроков и ограничений не установлено, однако следует учитывать наступление определенных правовых последствий, связанных с нахождением иностранных работников за пределами РФ более определенного срока.
 
Обоснование: На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом (ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).
Поэтому правила, установленные трудовым законодательством для направления работников в служебные командировки, распространяются и на иностранных работников. Однако эти правила применяются в отношении работников — иностранных граждан с некоторыми особенностями.
При направлении в служебную командировку работодатель обязан сохранить за работником место работы (должность) и средний заработок, а также возместить расходы, связанные с командировкой (ст. ст. 167 — 168 ТК РФ).
Работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (п. 10 Положения о служебных командировках).
При заграничной командировке в числе иных расходов работодатель обязан возместить работнику (п. 23 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее — Положение о служебных командировках)):
— расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;
— обязательные консульские и аэродромные сборы;
— сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;
— расходы на оформление обязательной медицинской страховки;
— иные обязательные платежи и сборы.
За время нахождения в пути работнику, направленному в заграничную командировку, выплачиваются суточные:
— при проезде по территории РФ — в размере, определенном коллективным договором или локальным нормативным актом для командировок по России, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 11, пп. «а» п. 17 Положения о служебных командировках);
— при проезде по территории иностранного государства — в размере, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом для командировок за пределы РФ, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 11, пп. «б» п. 17 Положения о служебных командировках).
При выезде из России за день пересечения государственной границы суточные выплачиваются в иностранной валюте как за дни нахождения за рубежом. При въезде в Россию за день пересечения границы РФ суточные выплачиваются в рублях как за дни нахождения на территории РФ (абз. 1 п. 18 Положения о служебных командировках).
Если работник направлен в командировку на территорию двух и более иностранных государств, то суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте в размере, установленном для государства, в которое направлен работник (абз. 3 п. 18 Положения о служебных командировках).
Даты пересечения границы (выбытия из одной страны в другую) определяются по отметкам пограничных органов в паспорте (абз. 2 п. 18 Положения о служебных командировках).
При использовании труда иностранных работников необходимо учитывать положения Федеральных законов от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) и от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ).
По общему правилу временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане могут трудиться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу или патент, и только по указанной в разрешении на работу профессии (должности, специальности, виду трудовой деятельности).
Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами) (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Также временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Исключения из этого правила установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
В частности, согласно п. 1 Приложения к названному Приказу временно пребывающие в России иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее — иностранный гражданин) вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, только по профессиям и должностям, перечень которых содержится в данном пункте, а именно: при направлении в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.
Временно проживающие в РФ иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, указанным в п. 2 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России N 564н, при этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку.
Высококвалифицированным специалистам допускается осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).
При этом непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку.
На иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, не распространяются положения Приказа Минздравсоцразвития России N 564н, регулирующего порядок направления в командировку иностранцев, работающих на основании разрешения на работу. На основании п. 4.2 ст. 13 и п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ указанные иностранные работники не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент.
Вышеуказанные максимальные сроки командировок предусмотрены только для случаев направления иностранных работников в командировки в другие субъекты Российской Федерации, но не за границу.
Ограничение сроков командирования за пределы Российской Федерации иностранным работникам не установлено.
Однако Закон N 115-ФЗ устанавливает наступление определенных правовых последствий при пребывании за пределами Российской Федерации более установленного срока.
Так, например, при нахождении за пределами РФ более шести месяцев аннулируется разрешение на временное проживание либо вид на жительство (пп. 11 п. 1 ст. 7, пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 115-ФЗ). Также может быть аннулирован патент или разрешение на работу (пп. 2 п. 22 ст. 13.3, пп. 9 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
Также следует отметить, что при выезде за пределы России иностранный гражданин подлежит снятию с миграционного учета по месту пребывания (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 109-ФЗ). Поэтому по возвращении из командировки иностранный работник должен снова быть поставлен на миграционный учет (п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Основанием для постановки лица на учет по месту пребывания является получение территориальным органом МВД России уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (п. 21 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
 
Д.Н. Конькова
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
03.09.2019