Вопрос: Как заполнить строку «Средний заработок для исчисления пособия» в листке нетрудоспособности, если работник заболел, а в периодах, предшествующих году начисления пособия по временной нетрудоспособности, у работника нет выплат?
Ответ: При отсутствии выплат работнику в строке «Средний заработок для исчисления пособия» листка нетрудоспособности указывается сумма, равная МРОТ на день наступления страхового случая, умноженная на 24. Существует позиция, что указывается сумма фактических выплат работнику, в данном случае равная нулю.
Обоснование: В строке «Средний заработок для исчисления пособия» листка нетрудоспособности указывается сумма среднего заработка, из которого должно быть исчислено пособие по временной нетрудоспособности, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (п. 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н).
Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
При этом если работник за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, не имел заработка, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Следовательно, если работник в течение двух лет, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, не имел заработка, в строке «Средний заработок для исчисления пособия» указывается сумма, равная минимальному размеру оплаты труда, установленному на день наступления страхового случая, умноженная на 24.
С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Соответственно, в строке «Средний заработок для исчисления пособия» листка нетрудоспособности с 01.01.2019 следует указывать 270 720 руб. (11 280 руб. x 24 мес.).
По данному вопросу ряд территориальных органов ФСС РФ практикуют иной подход и дают следующие разъяснения. Если застрахованное лицо за расчетный период не имело заработка, а также если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, при заполнении листка нетрудоспособности в строке «Средний заработок для исчисления пособия» указывается сумма фактических выплат работнику. Для исчисления пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) необходимо сравнить средний месячный заработок застрахованного лица, определенный за расчетный период, с МРОТ через средний дневной заработок. Эти расчеты необходимо делать на отдельном листке и прикреплять к листку нетрудоспособности (http://r51.fss.ru/answers/question/54429.shtml).
Если придерживаться данной позиции, то в строке «Средний заработок для исчисления пособия» нужно указать «0». А так как средний заработок имеет нулевое значение, делать отдельный расчет и сравнение не требуется.
Подготовлено на основе материала
16.09.2019

