Вопрос: Вправе ли организация уменьшить налог, уплачиваемый в рамках УСН с объектом «доходы», на сумму торгового сбора, взысканного налоговым органом на основании проверки Департамента экономической политики и развития г. Москвы, и нужно ли подавать уведомление по форме N ТС-1?
Ответ: Организации следует представить уведомление по форме N ТС-1, при этом датой начала торговой деятельности указать дату возникновения объекта обложения торговым сбором, установленную уполномоченным органом. В таком случае (даже при несвоевременном представлении уведомления) организация сможет уменьшить сумму уплаченного налога по УСН с объектом «доходы» на сумму торгового сбора.
Обоснование: В п. 8 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ содержатся требования, при соблюдении которых налогоплательщик в случае осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа) по УСН с налогообложением «доходы».
Так, исчисленный налог (авансовый платеж) по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности должен зачисляться в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор. Налог (авансовый платеж) может быть уменьшен на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.
При этом налогоплательщик в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, должен представить уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Форма уведомления о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, утверждена Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.
Таким образом, исходя из прямой нормы права уменьшить сумму налога на величину торгового сбора можно только в том случае, когда подано уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Исходя из вопроса сумма торгового сбора была взыскана налоговым органом на основании проверки Департамента экономической политики и развития г. Москвы, соответственно, предполагается, что уведомление по форме N ТС-1 ранее организацией не подавалось.
На Департамент экономической политики и развития г. Москвы согласно ст. 418 НК РФ возложен контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы. Если по результатам проверки Департаментом экономической политики и развития г. Москвы помещение признано объектом обложения торговым сбором, то именно на основании его акта налоговый орган информируется о необходимости уплаты организацией торгового сбора.
В Письме ФНС России от 07.07.2017 N СД-4-3/13187@ «О применении законодательства по торговому сбору» высказана позиция о необходимости представления уведомления по форме N ТС-1. В документе указано, что положения НК РФ не освобождают плательщика сбора от представления в налоговый орган уведомления в случае составления уполномоченным органом акта о выявлении нового объекта обложения сбором. Налоговый орган в рассматриваемом случае производит идентификацию объекта обложения сбором, указанного в акте уполномоченного органа, с объектом, отраженным плательщиком торгового сбора в представленном в налоговый орган уведомлении, в целях исключения случаев повторного обложения торговым сбором. Таким образом, в целях избежания споров с налоговым органом организации следует дополнительно представить уведомление.
Согласно п. 6.2 Письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ уменьшение налога на сумму торгового сбора невозможно в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Однако далее в Письме отражено, что несвоевременное представление плательщиком торгового сбора уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не лишает такого плательщика права на уменьшение соответствующей суммы налога.
Таким образом, исходя из позиции службы при последующей подаче уведомления (обнаружении объекта обложения торговым сбором на основании акта Департамента) право на уменьшение налога на уплаченный сбор имеется.
Что касается даты возникновения объекта налогообложения сбором, которую надо указать в поле 1.1 уведомления по форме N ТС-1, необходимо отметить следующее.
Поскольку плательщик торгового сбора должен быть проинформирован о направлении указанной информации в налоговый орган с приложением соответствующего акта, полагаем, что при заполнении уведомления непосредственно датой начала торговой деятельности будет являться дата возникновения объекта обложения торговым сбором, установленная Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, следовательно, именно ее следует указать (п. 4 ст. 418 НК РФ).
Е.С. Григоренко
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
17.09.2019