Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » По договору с организацией контрагент обязан поставить металл на 100 тыс. руб., в том числе НДС, но предварительно осуществить его нарезку. В договоре указаны стоимость металла и стоимость услуг по нарезке. Контрагент предъявил УПД на сумму стоимости металла и счет-фактуру, где отдельной строкой выделил услуги по нарезке металла. Достаточно ли для документального подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль договора и счета-фактуры?
28.10.2020

По договору с организацией контрагент обязан поставить металл на 100 тыс. руб., в том числе НДС, но предварительно осуществить его нарезку. В договоре указаны стоимость металла и стоимость услуг по нарезке. Контрагент предъявил УПД на сумму стоимости металла и счет-фактуру, где отдельной строкой выделил услуги по нарезке металла. Достаточно ли для документального подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль договора и счета-фактуры?

Вопрос: Организация (применяет общую систему налогообложения и метод начисления по налогу на прибыль организаций) заключила договор поставки, в котором предусмотрено, что контрагент обязуется поставить металл на сумму 100 тыс. руб., в том числе НДС, но предварительно осуществить его нарезку по оговоренным параметрам. В договоре оговорены стоимость металла и стоимость услуг по нарезке металла. Контрагент предъявил УПД на сумму стоимости металла и счет-фактуру, где отдельной строкой выявил услуги по нарезке металла. Достаточно ли в качестве документального подтверждения расходов для налога на прибыль организаций договора и счета-фактуры или необходимо от контрагента затребовать еще и акт об оказании услуг по резке металла?
 
Ответ: В ситуации, когда организация (применяет общую систему налогообложения и метод начисления по налогу на прибыль организаций) заключила договор поставки, в котором предусмотрено, что контрагент обязуется поставить металл, но предварительно осуществить его нарезку по оговоренным параметрам, для принятия в состав расходов по налогу на прибыль затрат на резку металла недостаточно счета-фактуры. Необходимо оформление такого первичного документа, как акт приема-передачи оказанных услуг, для правильного формирования расходов по налогу на прибыль.
 
Обоснование: Согласно п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В рассматриваемой ситуации договор имеет смешанный характер договора поставки и возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Письмо ФНС России от 07.05.2014 N ГД-4-3/8815 определяет, что согласно ст. 272 Кодекса в целях исчисления налога на прибыль при применении налогоплательщиком метода начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 Кодекса.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
При этом установленные Кодексом правила признания расходов в виде затрат на приобретение работ (услуг) различаются и зависят от характера расходов, а также условий осуществления и направлений деятельности.
Так, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, признаются материальными расходами и датой осуществления таких расходов признается дата подписания акта приемки-передачи (п. 2 ст. 272 Кодекса).
Подпунктом 3 п. 7 ст. 272 Кодекса определено, что датой осуществления прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода — для расходов на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг).
Таким образом, при принятии к учету затрат на резку металла в составе факта хозяйственной жизни по покупке товаров необходимо оформление такого первичного документа, как акт приема-передачи оказанных услуг, для правильного формирования расходов по налогу на прибыль.
 
Е.М.Сушонкова
ООО «КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
06.10.2015