Вопрос: Территориальный орган ПФР по результатам камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за I полугодие 2015 г. вынес в отношении организации решение о привлечении к ответственности (вступило в силу 4 сентября 2015 г.). В данном решении в том числе указан размер выявленной недоимки.
При этом вместе с решением представителю организации также было вручено требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам — в частности, необходимо внести исправления в расчет путем представления уточненного расчета за полугодие 2015 г.
Обоснованно ли требование территориального органа ПФР о представлении уточненного расчета по результатам камеральной проверки, в рамках которой в первоначально представленном расчете были выявлены ошибки, которые привели к образованию недоимки?
Ответ: Требование территориального органа ПФР о представлении уточненного расчета по результатам камеральной проверки, в рамках которой в первоначально представленном расчете за полугодие 2015 г. были выявлены ошибки, которые привели к образованию недоимки, по нашему мнению, необоснованно и не подлежит исполнению, поскольку территориальный орган ПФР, в принципе, не вправе требовать представления уточненных расчетов.
Доначисленные по результатам проверки суммы страховых взносов организация может отразить в расчете за 9 месяцев 2015 г. (без представления уточненного расчета за полугодие 2015 г.).
Обоснование: Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ).
Камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам может представляться в рамках проведения камеральной проверки. Однако из ситуации следует, что камеральная проверка была завершена и по ее результатам уже вынесено решение (ст. 39 Закона N 212-ФЗ). В связи с этим, если составление указанного требования и его вручение представителю организации состоялись уже после камеральной проверки (или вне рамок ее проведения), такие действия территориального органа ПФР не основаны на нормах законодательства о страховых взносах.
Что же касается исполнения требования, то, во-первых, обратим внимание, что плательщики страховых взносов имеют право не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов (п. 9 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).
Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет и представить уточненный расчет. Таким образом, законодательство РФ предусматривает, что уточненный расчет подлежит представлению при условии, что ошибку в расчете выявил сам плательщик страховых взносов, а не территориальный орган ПФР. Таким образом, сам факт требования по представлению уточненного расчета за полугодие 2015 г. также не основан на нормах законодательства.
Если же говорить о выявленных по результатам проверки суммах недоимки, то доначисленные по результатам проверки страховые взносы следует отразить по строке 120 разд. 1 и в разд. 4 расчета по форме РСВ-1 ПФР за очередной отчетный период, в котором вступило в силу решение о привлечении организации к ответственности (п. 3, пп. 7.3 п. 7, п. 24 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утвержденного Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п). Если ошибки повлекли неверное заполнение разд. 6 расчета по форме РСВ-1 ПФР, то необходимо представить корректирующие сведения. Решение о привлечении организации к ответственности вступило в силу 4 сентября 2015 г., поэтому отразить доначисленные суммы страховых взносов следует в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2015 г. (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ), подавать уточненный расчет для этого не требуется.
Д.И.Шофман
ООО «ФондИнфо»
06.10.2015