Вопрос: Российская организация А в 2014 г. заключила договор об оказании услуг (услуги не связаны с перевозкой), связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., с российской организацией В — поставщиком товаров (работ, услуг) FIFA (что подтверждается договором, заключенным организацией В с FIFA). Услуги были оказаны. При проведении налоговой проверки инспектор указал на нарушение налогового законодательства, поскольку организация не начислила по этой реализации НДС. Облагаются ли такие услуги НДС? Если облагаются, то какая ставка НДС должна быть применена поставщиком услуг — организацией А при выставлении счета-фактуры?
Ответ: Поскольку организация А не уполномочена на основании договора с FIFA или иным уполномоченным ею лицом поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги в связи с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., соответственно, она не имеет права пользоваться льготным порядком налогообложения, предусмотренным пп. 13 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ. Организация А обязана применить при выставлении счета-фактуры ставку НДС в размере 18%.
Обоснование: Глава 21 НК РФ предусматривает ряд особенностей налогообложения НДС операций, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA.
В частности, п. 3 ст. 143 НК РФ предусматривает, что не признаются налогоплательщиками поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 108-ФЗ) и являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с проведением мероприятий, определенных Законом N 108-ФЗ. Кроме того, пп. 13 п. 2 ст. 146 НК РФ устанавливает, что в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения связанные с проведением мероприятий, предусмотренных Законом N 108-ФЗ, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Закона N 108-ФЗ поставщики товаров, работ, услуг FIFA — юридические лица, уполномоченные на основании договора с FIFA или иным уполномоченным ею лицом поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги в связи с осуществлением мероприятий. Минфин России в Письме от 22.01.2015 N 03-07-07/1643 разъясняет, что основанием для применения льготного порядка налогообложения могут являться документы, подтверждающие статус указанных организаций, соглашения и договоры, заключенные с FIFA или уполномоченными ею лицами, на осуществление мероприятий, предусмотренных Законом N 108-ФЗ, а также документы, подтверждающие факт оплаты FIFA или иными уполномоченными ею лицами приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Поскольку организация А не уполномочена на основании договора с FIFA или иным уполномоченным ею лицом поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги в связи с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., соответственно, она не имеет права пользоваться льготным порядком налогообложения, предусмотренным пп. 13 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Законе N 108-ФЗ. Особый порядок применения положений настоящего подпункта установлен Правилами применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету «Россия-2018», дочерним организациям Организационного комитета «Россия-2018», национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.08.2015 N 784 (далее — Правила N 784). Так, в соответствии с п. п. 2 и 3 Правил N 784 применение ставки НДС в размере 0% в отношении товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых организациями, осуществляется путем возмещения налоговыми органами Российской Федерации (далее — налоговый орган) НДС, учтенного в цене товаров (работ, услуг) и имущественных прав и уплаченного при их покупке. Налогоплательщики НДС, реализующие товары (работы, услуги) и имущественные права организациям, выставляют счета-фактуры с указанием налоговой ставки в размере 18 (10)% или с надписью (штампом) «Без налога (НДС)» при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика. Пункт 2 ст. 164 НК РФ устанавливает ставку НДС соответственно 10% на определенные товары и услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением услуг, указанных в пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). В отношении прочих случаев, не предусмотренных п. п. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 18%.
Таким образом, оказание услуг российской организацией А, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., по договору с российской организацией В — поставщиком товаров (работ, услуг) FIFA облагается по ставке НДС 18%. Соответствующая ставка и сумма НДС должны быть указаны при выставлении счета-фактуры.
О.А.Коренева
ООО «М-СТАЙЛ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
10.10.2015