Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Государственный заказчик проводит конкурс, начальная (максимальная) цена контракта по которому менее 15 млн руб. Организация-участник предложила цену контракта, которая ниже начальной более чем на 25%. Обеспечение исполнения контракта внесено ею в меньшем размере, чем полуторный размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса. Вправе ли заказчик требовать от организации предоставления информации, подтверждающей добросовестность на дату подачи заявки?
28.10.2020

Государственный заказчик проводит конкурс, начальная (максимальная) цена контракта по которому менее 15 млн руб. Организация-участник предложила цену контракта, которая ниже начальной более чем на 25%. Обеспечение исполнения контракта внесено ею в меньшем размере, чем полуторный размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса. Вправе ли заказчик требовать от организации предоставления информации, подтверждающей добросовестность на дату подачи заявки?

Вопрос: Государственный заказчик проводит конкурс, начальная (максимальная) цена контракта по которому составляет менее 15 млн руб. Организация — участник конкурса предложила цену контракта, которая ниже начальной более чем на 25 процентов. При этом обеспечение исполнения контракта внесено ею в меньшем размере, чем полуторный размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, — обеспечение внесено в однократном размере. Вправе ли заказчик требовать от организации предоставления информации, подтверждающей добросовестность на дату подачи заявки?
 
Ответ: В рассматриваемой ситуации заказчик формально вправе требовать от организации предоставления информации, подтверждающей добросовестность на дату подачи заявки, однако необходимо учитывать, что в случае возникновения спора суд с учетом всех обстоятельств дела может посчитать, что, предоставляя обеспечение в однократном размере, организация не действовала недобросовестно (например, когда обеспечение предоставлено в меньшем размере в результате не умышленных действий, а в результате арифметической ошибки) и требовать предоставления информации, подтверждающей добросовестность на дату подачи заявки, неправомерно.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 данной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 данной статьи.
В силу ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с ч. 2 данной статьи.
Как следует из анализа данных норм, возможность заключения контракта в ситуации, когда при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, поставлена в зависимость от исполнения одного из двух альтернативных условий:
— предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
— предоставления таким участником информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки.
При этом каких-либо исключений применительно к возможности предоставления обеспечения исполнения контракта в такой ситуации в меньшем размере Закон N 44-ФЗ не устанавливает.
Однако следует учитывать судебную практику.
В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.08.2015 N Ф02-4292/2015 суд рассмотрел ситуацию, в которой организацией предоставлено обеспечение на сумму 10 487 руб. 16 коп. вместо 15 730 руб. 74 коп., то есть обеспечение внесено в однократном, а не полуторном размере.
Суд посчитал, что организация в силу требований ст. 37 Закона N 44-ФЗ предоставила обеспечение исполнения контракта, однако размер обеспечения был ошибочно рассчитан в иной сумме. Следовательно, требовать от организации в данном случае еще и предоставления информации, подтверждающей добросовестность, не было необходимости. Суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, не признал, что, предоставляя обеспечение исполнения контракта в меньшем размере, организация действовала с целью уклонения от заключения контракта, то есть недобросовестно; установленная арифметическая ошибка при определении сумм обеспечения хотя формально и подпадает под уклонение от заключения контракта, но является недостаточной для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Анализируя данную позицию суда, следует заключить, что суд с учетом всех обстоятельств дела не установил недобросовестность в действиях организации и указал, что требовать предоставления информации, подтверждающей добросовестность, было неправомерно, несмотря на то что обеспечение внесено в однократном, а не полуторном размере.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик формально вправе требовать от организации предоставления информации, подтверждающей добросовестность на дату подачи заявки, однако необходимо учитывать, что в случае возникновения спора суд с учетом всех обстоятельств дела может посчитать, что, предоставляя обеспечение в однократном размере, организация не действовала недобросовестно (например, обеспечение предоставлено в меньшем размере в результате не умышленных действий, а в результате арифметической ошибки) и требовать предоставления информации, подтверждающей добросовестность на дату подачи заявки, неправомерно.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
16.10.2015