Вопрос: Правомерно ли казенное учреждение в извещении о проведении электронного аукциона по выполнению работ, описывая размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе, а также условия банковской гарантии, не привело все основания для отказа в принятии банковской гарантии, которые указаны в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
Ответ: Учитывая судебную практику, казенное учреждение в извещении о проведении электронного аукциона по выполнению работ, описывая размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе, а также условия банковской гарантии, правомерно не привело все основания для отказа в принятии банковской гарантии, которые указаны в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
Обоснование: В силу п. 7 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом N 44-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и 3 данной статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, приведенная в ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
При этом в ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ отсутствует дополнительное указание о необходимости приведения в извещении о проведении электронного аукциона оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком.
Как следует из изложенного, нормы Закона N 44-ФЗ не содержат прямого указания на необходимость указания в извещении о проведении электронного аукциона всех оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком.
При этом представляется, что норма ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ действует в любом случае, вне зависимости от повторения либо неповторения ее положений заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.
Таким образом, казенное учреждение в извещении о проведении электронного аукциона по выполнению работ, описывая размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе, а также условия банковской гарантии, вправе не приводить все основания для отказа в принятии банковской гарантии, которые указаны в ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой.
В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2015 N Ф01-3448/2015 указано, что в ст. 45 «Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий» Закона N 44-ФЗ отсутствуют сведения о невозможности применения перечисленных в Законе N 44-ФЗ норм, если они не предусмотрены в документации об аукционе. Исходя из изложенного, суд заключил, что у заказчика отсутствует обязанность переписывать в документации все положения ст. 45 Закона N 44-ФЗ, поскольку основания для отказа в принятии банковской гарантии применяются в силу прямого действия Закона N 44-ФЗ; соответственно, нарушение ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ в действиях заказчика отсутствует.
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
16.10.2015