Вопрос: Каков порядок заполнения листка нетрудоспособности для ситуации, когда пособие рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда: в строке «Средний заработок для исчисления пособия» указывается фактический средний заработок работника или сумма 143 160 руб. (5965 руб. x 24)? В строке «Средний дневной заработок» указывается 196,11 руб. (5965 руб. x 24 / 730) или сумма с учетом районного коэффициента? Или районный коэффициент применяется к уже исчисленной сумме пособия?
Ответ: В строке «Средний дневной заработок» листка нетрудоспособности для ситуации, когда пособие рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда, указывается сумма 196,11 руб., при этом районный коэффициент к величине МРОТ при расчете среднего дневного заработка не применяется. В строке «Средний заработок для исчисления пособия» в данном случае указывается сумма из расчета один МРОТ за каждый месяц расчетного периода.
Обоснование: В строке «Средний заработок для исчисления пособия» листка нетрудоспособности нужно указывать общую сумму выплат за расчетный период, но не более максимальной суммы, с которой были уплачены страховые взносы.
В случае если застрахованное лицо за расчетный период не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным этому МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ)).
В строке «Средний заработок для исчисления пособия» в данном случае указывается сумма из расчета один МРОТ за каждый месяц расчетного периода. Для исчисления пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) необходимо сравнить средний месячный заработок застрахованного лица, определенный за расчетный период, с МРОТ через средний дневной заработок. Эти расчеты нужно делать на отдельном листке и прикреплять к данному листку нетрудоспособности.
Если размер среднего дневного заработка работника, исчисленного из его фактического заработка за расчетный период, меньше размера среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ (196,11 руб. по состоянию на 1 июня 2015 г.), пособие по временной нетрудоспособности нужно определять по формуле:
196,11 руб. x процент страхового стажа x количество дней нетрудоспособности.
В случае расчета пособий в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ районный коэффициент применяется уже к исчисленному размеру пособия (то есть МРОТ на районный коэффициент не корректируется). Этот вывод следует из п. 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375. Ни Закон N 255-ФЗ, ни данное Положение не предусматривают применение районного коэффициента к величине МРОТ при расчете среднего дневного заработка.
Т.М.Ильюхина
Фонд социального страхования
Российской Федерации
20.10.2015

