Вопрос: Организация представила расчет по форме РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР с нарушением срока — расчет за I полугодие 2015 г. представлен только 22 сентября 2015 г. Организация знает, что за несвоевременное представление отчетности возможно привлечение к ответственности.
Обязан ли территориальный орган ПФР проводить камеральную проверку, составлять акт по результатам проверки и только потом выносить решение о привлечении организации к ответственности или же решение о привлечении к ответственности территориальный орган ПФР вправе вынести без проведения камеральной проверки, поскольку факт несвоевременного представления отчетности зафиксирован и уже сам по себе является основанием для привлечения к ответственности?
Ответ: Территориальный орган ПФР обязан провести камеральную проверку расчета РСВ-1 ПФР с целью контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Если в ходе этой проверки будут выявлены нарушения законодательства, в том числе нарушение сроков представления отчетности по форме РСВ-1 ПФР, территориальный орган ПФР обязан составить акт по результатам проверки, рассмотреть ее материалы, включая возражения организации, и только потом вынести решение о привлечении организации к ответственности за совершение правонарушения. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения территориальный орган ПФР не вправе вынести без проведения соответствующей камеральной проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).
Обоснование: Плательщики страховых взносов должны ежеквартально представлять в территориальный орган ПФР по месту своего учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ):
— на бумажном носителе — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
— в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам должны представляться по истечении отчетных периодов.
Отчетными периодами признаются (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ):
— первый квартал;
— полугодие;
— девять месяцев календарного года;
— календарный год.
В связи с этим отчитаться по пенсионным и медицинским взносам за I полугодие 2015 г. следовало на бумажном носителе не позднее 17 августа, а в электронном виде — не позднее 20 августа (ч. 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).
Из ситуации следует, что расчет за I полугодие 2015 г. представлен только 22 сентября 2015 г., то есть с нарушением срока.
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Таким образом, законодательство предусматривает ответственность за сам факт непредставления отчетности в установленный срок.
Вместе с этим согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ территориальные органы ПФР вправе проводить следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
— камеральную проверку;
— выездную проверку.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ. При этом законодательство РФ не предусматривает, что целью камеральной проверки является контроль за своевременностью представления отчетности.
Когда плательщик страховых взносов представляет расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, то территориальный орган ПФР принимает его и регистрирует (п. 40 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н). Соответственно, уже сам факт приема и регистрации расчета в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок, на наш взгляд, может свидетельствовать о нарушении, за которое ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность.
Однако вместе с этим законодательство о страховых взносах не предусматривает, что территориальный орган ПФР вправе выносить решения о привлечении организации к ответственности без проведения камеральной проверки (ст. 34 Закона N 212-ФЗ) и оформления результатов такой проверки (ст. 38 Закона N 212-ФЗ). Все данные мероприятия должны проводиться в установленные перечисленными статьями сроки. Иного варианта привлечения к ответственности за несвоевременное представление отчетности законодательством о страховых взносах не установлено.
Частями 2, 6 ст. 34 Закона N 212-ФЗ предусмотрено следующее.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
Учитывая, что за нарушения сроков представления отчетности по форме РСВ-1 ПФР предусмотрена ответственность Законом N 212-ФЗ, следовательно, в силу ч. 6 ст. 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано составить акт проверки и зафиксировать им установленный факт нарушения сроков.
Частями 1, 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для представления возражений по акту.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Таким образом, если в ходе камеральной проверки соблюдения плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды будет установлено нарушение сроков представления расчета по форме РСВ-1 ПФР, то привлечение организации к ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, может осуществляться только по результатам проведения этой камеральной проверки с составлением соответствующего акта и вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Д.И.Шофман
ООО «ФондИнфо»
21.10.2015