Вопрос: Организация представила в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде за I полугодие 2015 г. 21 августа 2015 г. (то есть с нарушением установленного срока). За опоздание территориальный орган ПФР привлек организацию к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Организация со штрафом согласна и уплатила его. Других нарушений территориальный орган ПФР не выявил.
Позднее бухгалтер организации самостоятельно выявил, что в представленном расчете содержались ошибки, которые повлекли занижение взносов к уплате. В связи с этим организация уплатила недоимку, пени и 29 сентября 2015 г. представила в территориальный орган ПФР уточненный расчет за I полугодие 2015 г., в котором сумма страховых взносов к уплате стала больше, чем в первоначальном расчете.
Означает ли это, что территориальный орган ПФР теперь вправе увеличить размер штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку размер этого штрафа прямо зависит от суммы страховых взносов, начисленной к уплате?
Ответ: По нашему мнению, территориальный орган ПФР не вправе повторно привлекать организацию к ответственности за нарушение сроков представления первичного расчета и, соответственно, увеличивать штрафные санкции. Однако территориальные органы ПФР и суды могут придерживаться по данному вопросу иного мнения и рассчитывать штрафные санкции исходя из сумм, подлежащих уплате по уточненному расчету.
Обоснование: Плательщики страховых взносов должны ежеквартально представлять в территориальный орган ПФР по месту своего учета расчеты по начисленными и уплаченными страховым взносам (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ):
— на бумажном носителе — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
— в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам должны представляться по истечении отчетных периодов.
Отчетными периодами признаются (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ):
— первый квартал;
— полугодие;
— девять месяцев календарного года;
— календарный год.
В связи с этим отчитаться по пенсионным и медицинским взносам за I полугодие 2015 г. следовало на бумажном носителе не позднее 17 августа, а в электронном виде — не позднее 20 августа (ч. 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).
Из ситуации следует, что расчет за I полугодие 2015 г. представлен только 21 августа 2015 г., то есть с нарушением срока.
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Таким образом, предусматривается, что ответственность в виде штрафа определяется в прямой зависимости от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Из ситуации следует, что по результатам проверки первоначально представленного расчета территориальный орган ПФР привлек организацию к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со ст. 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет.
Из ситуации следует, что 29 сентября 2015 г. организация исполнила свою обязанность по представлению уточненного расчета.
Заметим, что законодательством РФ прямо не разъясняется, вправе ли (или обязан) территориальный орган ПФР увеличивать уже вынесенный на основании ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ штраф за нарушение сроков представления отчетности, если сумма к уплате на основании уточненного расчета стала больше. Более того, не предусмотрено, что за одно и то же нарушение организацию можно привлекать к ответственности неоднократно.
При этом заметим, что согласно п. 1 ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ если уточненный расчет представляется после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов, то организация освобождается от ответственности в случаях представления уточненного расчета до момента, когда организация узнала об обнаружении территориальным органом ПФР неотражения или неполноты отражения сведений в расчете, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Из рассматриваемой ситуации следует:
— организация уплатила недоимку и пени до представления уточненного расчета;
— территориальный орган ПФР провел проверку и привлек организацию к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ за нарушение сроков представления первичного расчета по форме РСВ-1 ПФР. При этом каких-либо других нарушений (кроме нарушения срока представления отчетности) территориальный орган ПФР не выявил.
С учетом этого полагаем, что территориальный орган ПФР не должен повторно привлекать организацию к ответственности за нарушение сроков представления первичного расчета и, соответственно, увеличивать штрафные санкции.
Однако территориальные органы ПФР, как и суды, могут придерживаться по данному вопросу иного подхода. Подтверждением этому является, в частности, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу N А46-4056/2011, в котором указано, что законодатель, поставив в зависимость размер подлежащей применению ответственности от суммы, подлежащей уплате на основе непредставленного (несвоевременно представленного) расчета, фактически тем самым установил степень тяжести совершенного правонарушения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае штраф следовало исчислять исходя из суммы, подлежащей доплате по расчету за девять месяцев с учетом его уточнения на увеличение сумм, подлежащих оплате.
Д.И.Шофман
ООО «ФондИнфо»
21.10.2015