Вопрос: Российская организация А в 2015 г. реализует принадлежащий ей товар, который был приобретен у казахстанского поставщика и находился на складе в Казахстане, другой российской организации Б. Организация А не состоит на учете в налоговых органах в Республике Казахстан. Организация Б вывозит товар на территорию РФ самостоятельно. Право собственности на товар перешло в момент передачи товара в Казахстане. Подлежит ли обложению НДС данная реализация? Какая налоговая ставка применяется в случае положительного ответа? Уплачивается ли при ввозе товара на территорию РФ «ввозной» НДС в описанной ситуации? Кто его должен уплатить?
Ответ: Если российская организация А в 2015 г. реализовала принадлежащий ей товар, который находился на складе в Казахстане, другой российской организации Б, при этом право собственности перешло в момент передачи товара в Казахстане, то данная реализация товара не облагается НДС. Однако, по нашему мнению, российская организация Б при ввозе товаров на территорию РФ обязана исчислить и уплатить НДС по ставке 18 или 10% в зависимости от вида товара.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. В целях исчисления НДС местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, в случае если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации (ст. 147 НК РФ).
При этом в п. 1 ст. 39 НК РФ указано, что реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары (результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг).
Исходя из информации, содержащейся в вопросе, местом реализации товаров является территория Республики Казахстан. Поскольку в момент отгрузки товар находится на ее территории, следовательно, при реализации товара российской организацией А другой российской организации Б объекта налогообложения по НДС не возникает.
С 1 января 2015 г. порядок применения НДС во взаимной торговле Российской Федерации и государств — членов Евразийского экономического союза регламентируется положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор), а также Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к данному Договору) (далее — Протокол).
Согласно п. 1 ст. 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
Согласно п. 13 Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных п. п. 13.1 — 13.5 настоящего Протокола.
Для целей настоящего раздела собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
В соответствии с п. 17 Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.
Договором и Протоколом не предусмотрено для импортеров освобождения от уплаты НДС.
В соответствии с п. 20 Протокола одновременно с декларацией налогоплательщик представляет налоговому органу заявление, составленное по утвержденной форме (Приложение 1 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее — Протокол об обмене информацией)).
Правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) не установлен порядок заполнения такого заявления в случае ввоза на территорию одного государства — члена ЕАЭС с территории другого государства — члена ЕАЭС товаров, приобретенных на основании договора, заключенного между хозяйствующими субъектами одного государства.
ФНС России в схожей ситуации при отсутствии порядка заполнения заявления отметила, что Протоколом об обмене информацией не запрещено отражение в заявлении дополнительной информации о взаимоотношениях налогоплательщика (Письмо ФНС России от 02.04.2012 N АС-4-2/5467@).
Учитывая изложенное, считаем, что российская организация Б, которая приобрела товары на территории Республики Казахстан, при ввозе их на территорию РФ обязана исчислить и уплатить НДС по ставке 18 или 10% в зависимости от вида товара, независимо от того что продукция приобретена на территории Республики Казахстан у российского продавца.
С.Н.Шаляев
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
23.10.2015