Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Из-за нехватки средств организация не уплатила транспортный налог. Правомерно ли по истечении трех месяцев с установленного для уплаты налога срока налоговая инспекция выставила инкассовое поручение о списании недоимки по налогу на расчетный счет в банке? Организация не получала ни требования об уплате налогов, пеней и штрафов, ни решения о взыскании задолженности за счет денежных средств.
28.10.2020

Из-за нехватки средств организация не уплатила транспортный налог. Правомерно ли по истечении трех месяцев с установленного для уплаты налога срока налоговая инспекция выставила инкассовое поручение о списании недоимки по налогу на расчетный счет в банке? Организация не получала ни требования об уплате налогов, пеней и штрафов, ни решения о взыскании задолженности за счет денежных средств.

Вопрос: Из-за нехватки денежных средств организация в установленный срок не уплатила транспортный налог. По истечении трех месяцев с установленного для уплаты налога срока налоговая инспекция выставила инкассовое поручение о списании недоимки по налогу на расчетный счет в банке. При этом организация не получала ни требования об уплате налогов, пеней и штрафов, ни решения о взыскании задолженности за счет денежных средств.
Правомерны ли действия налогового органа?
 
Ответ: Если требование об уплате налогов (пеней, штрафов) налогоплательщику действительно не направлялось и при этом инспекция не уведомила налогоплательщика о вынесении решения о взыскании, по нашему мнению, налоговый орган не вправе обращать взыскание на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в целях принудительного исполнения обязанности по уплате соответствующих сумм налогов (пеней, штрафов). Налогоплательщик может обжаловать их действия (бездействие) в административном и в судебном порядке.
Однако если вышеуказанные документы были направлены налоговым органом надлежащим образом, но не получены налогоплательщиком по не зависящим от инспекции причинам (например, из-за несовпадения фактического и юридического адреса), при фактическом наличии задолженности обжаловать действия налоговой инспекции не имеет смысла.
 
Обоснование: В соответствии с п. п. 1, 8 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога (сбора, пеней, штрафов) (далее — требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (пеней, штрафов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пеней, штрафов). Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. п. 2, 3 ст. 69 НК РФ).
Если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ, требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Требование направляется налогоплательщику для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов). Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Направление требования налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в случаях, предусмотренных НК РФ, является обязанностью налогового органа, что прямо следует в том числе из пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ. Если требование налогоплательщику направлено не было, неуплаченные суммы налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, взысканы быть не могут.
Согласно ст. 69 НК РФ требование по установленной форме может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пленум ВАС РФ в п. 53 Постановления от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что независимо от того, получил налогоплательщик требование, направленное заказным письмом, или нет, процедура признается соблюденной. То есть отправленное требование в любом случае считается полученным в срок, предусмотренный п. 6 ст. 69 НК РФ. Таким образом, даже при отсутствии расписки в получении письма и отрицании факта его получения налогоплательщиком признать дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности неправомерными, скорее всего, не удастся.
Если же требование было направлено простым письмом, инспекция не сможет подтвердить факт его передачи налогоплательщику, так как оно вручается адресату без расписки в получении. При этом по истечении шести рабочих дней с даты направления такое письмо нельзя считать полученным, поскольку положения п. 6 ст. 69 НК РФ распространяются только на случаи направления требования заказным письмом. Поэтому, если налогоплательщик отрицает, что такое письмо до него дошло, суд может признать дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности неправомерными (Постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2010 N Ф09-5181/10-С3).
Согласно п. п. 2, 3 ст. 46 НК РФ после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, если организация (индивидуальный предприниматель) не погасила задолженность, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств и на основании его выставляет банку поручения на списание суммы задолженности со счетов налогоплательщика и перечисление ее в бюджет. Банк обязан исполнить данные поручения безусловно (п. 4 ст. 46 НК РФ). Срок вынесения инспекцией решения о взыскании — два месяца после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней с момента вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ). Оно вручается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, либо направляется по почте заказным письмом (п. 3 ст. 46 НК РФ). Одним из способов передачи, свидетельствующих о дате получения, может являться направление налогоплательщику решения по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 31 НК РФ). Кроме того, с 1 июля 2015 г. инспекция вправе направить налогоплательщику решение через личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ). Если иным способом инспекции не удалось передать его налогоплательщику, п. 3 ст. 46 НК РФ предусмотрено направление решения заказным письмом по почте. Решение о взыскании направляется налогоплательщику по соответствующему адресу согласно п. 5 ст. 31 НК РФ.
Если инспекция не уведомит налогоплательщика о вынесении решения о взыскании, это может служить основанием для его отмены только в совокупности с другими существенными нарушениями (несоблюдением порядка выставления требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, срока принятия решения о взыскании). Подтверждают данный вывод Постановления ФАС Московского округа от 06.02.2014 N Ф05-17622/2013, от 27.08.2010 N КА-А40/9751-10, ФАС Поволжского округа от 26.02.2008 N А12-9625/07-С36.
Таким образом, на основании абз. 3 п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 46, п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налоговый орган вправе взыскать с налогоплательщика задолженность по налогам, пеням, штрафам, процентам при выполнении двух условий: инспекция направила организации (индивидуальному предпринимателю) требование об уплате задолженности; срок исполнения налогоплательщиком требования истек, но задолженность им не погашена.
Если требование об уплате налогов (пеней, штрафов) налогоплательщику действительно не направлялось и при этом инспекция не уведомила налогоплательщика о вынесении решения о взыскании, по нашему мнению, налоговый орган не вправе обращать взыскание на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в целях принудительного исполнения обязанности по уплате соответствующих сумм налогов (пеней, штрафов). Можно обжаловать их действия (бездействие) в вышестоящий налоговый орган, то есть в административном порядке; в судебном порядке (п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 138 НК РФ).
Однако есть вероятность, что вышеуказанные документы были направлены налоговым органом надлежащим образом, но не получены налогоплательщиком по не зависящим от инспекции причинам (например, из-за несовпадения фактического и юридического адреса). В таком случае при фактическом наличии задолженности обжаловать действия налоговой инспекции не имеет смысла.
 
Е.И.Борковская
ЗАО Агентство правовой информации
«Воробьевы горы»
Региональный информационный
центр Сети КонсультантПлюс
24.10.2015