Вопрос: 16 апреля 2015 г. организация представила в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за I квартал 2015 г. Территориальный орган ПФР провел камеральную проверку представленного расчета и выявил нарушения. В связи с этим был составлен акт камеральной проверки и вручен представителю организации.
При изучении акта проверки организация выявила следующее: в акте сказано, что камеральная проверка начата 3 августа, а окончена 10 августа 2015 г., то есть нарушен трехмесячный срок проведения камеральной проверки, который установлен ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Вправе ли территориальные органы вынести решение о привлечении организации к ответственности на основании акта проверки, которая проведена с нарушением срока, отведенного на ее проведение?
Ответ: По нашему мнению, территориальные органы ПФР не вправе выносить решение о привлечении организации к ответственности на основании акта проверки, которая проведена с нарушением срока.
Обоснование: Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального подразделения ПФР на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных организацией, а также других документов о деятельности организации, имеющихся у территориального подразделения ПФР (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ)).
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами территориального органа ПФР в течение трех месяцев со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Трехмесячный срок, определенный для проведения камеральной проверки, является пресекательным.
Из ситуации следует, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за I квартал 2015 г. был представлен 16 апреля 2015 г. Это означает, что камеральная проверка должна быть проведена в период с 17 апреля по 17 июля 2015 г. (ч. 2 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).
Каких-либо иных сроков для проведения камеральной проверки законодательство о страховых взносах не предусматривает.
В рассматриваемом случае в акте камеральной проверки (форма 16-ПФР утверждена Приказом Минтруда России от 27.11.2013 N 698н) сказано, что камеральная проверка проводилась в период с 3 августа по 10 августа 2015 г. Из этого можно сделать вывод, что территориальный орган ПФР нарушил сроки проведения проверки.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ, должностными лицами территориального органа ПФР должен быть составлен акт проверки.
Таким образом, положения ч. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ прямо предусматривают, что акт проверки должен быть составлен не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки. Соответственно, можно сделать вывод, что позднее 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки акт проверки в принципе не должен составляться.
В рассматриваемом случае акт проверки составлен после проверки, которая проведена с нарушением сроков ее проведения. В таком случае, на наш взгляд, акт проверки вообще не должен был составляться, поскольку в силу ч. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ должностные лица территориального органа ПФР не вправе его составлять. Соответственно, решение о привлечении организации к ответственности на основании такого акта (ч. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ) приниматься, по нашему мнению, не должно.
Аналогичное мнение содержится в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 N 09АП-39852/2015-АК по делу N А40-107769/15, в котором суд пояснил, что нарушения, допущенные контролирующим органом при проведении и оформлении результатов камеральной проверки, являются существенными и носят неустранимый характер, что свидетельствует о незаконности решения, принятого ПФР.
Одновременно с этим предлагаем иметь в виду, что территориальные органы ПФР могут не разделять данный подход и, как следствие, выносить решения о привлечении к ответственности в том числе по результатам проведенной с нарушением сроков проверки. Однако подобные решения организация вправе обжаловать в установленном порядке (ст. 53 Закона N 212-ФЗ).
Д.И.Шофман
ООО «ФондИнфо»
27.10.2015