Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В 2015 г. российская организация реконструирует здание с привлечением по договору подряда строителя-монтажника (резидента Белоруссии). Он приступил к работе с 01.02.2015 и в сентябре 2015 г. передал результат работ. Ему перечислили вознаграждение. Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ? По какой ставке НДФЛ облагается вознаграждение физического лица?
28.10.2020

В 2015 г. российская организация реконструирует здание с привлечением по договору подряда строителя-монтажника (резидента Белоруссии). Он приступил к работе с 01.02.2015 и в сентябре 2015 г. передал результат работ. Ему перечислили вознаграждение. Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ? По какой ставке НДФЛ облагается вознаграждение физического лица?

Вопрос: В 2015 г. российская организация осуществляет реконструкцию здания (склада) с привлечением по договору подряда физлица — строителя-монтажника (налогового резидента Республики Беларусь).
Физлицо приступило к работе с 01.02.2015. В сентябре 2015 г. оно передало российской организации результат работ и ему было перечислено вознаграждение.
Является ли российская организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении дохода, полученного физлицом — резидентом Республики Беларусь?
По какой ставке НДФЛ будет облагаться вознаграждение физического лица?
 
Ответ: Российская организация должна будет исполнить обязанность налогового агента в отношении дохода, полученного физическим лицом — резидентом Республики Беларусь.
Вознаграждение физического лица будет облагаться по налоговой ставке 13 процентов.
 
Обоснование: Согласно п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ по общему правилу в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов.
При этом согласно п. 1 ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В рассматриваемой ситуации физическое лицо, привлеченное к работе по реконструкции склада, является налоговым резидентом Республики Беларусь (т.е. не является налоговым резидентом Российской Федерации).
29 мая 2014 г. подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС).
С 1 января 2015 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией начал действовать созданный на базе Таможенного союза Евразийский экономический союз.
В соответствии со ст. 73 Договора о ЕАЭС, в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.
Положения настоящей статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств — членов ЕАЭС.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 209 НК РФ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения по НДФЛ признается доход от источников в Российской Федерации.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей налогообложения НДФЛ к доходам от источников в Российской Федерации относится, в частности, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации российская организация осуществляет реконструкцию здания (склада) с привлечением по договору подряда физического лица — строителя-монтажника (налогового резидента Республики Беларусь), при этом ему выплачивается вознаграждение.
Следовательно, исходя из этого физическое лицо получает вознаграждение за выполненную работу в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет.
Следовательно, российская организация должна будет исполнить обязанность налогового агента в отношении дохода, полученного физическим лицом — резидентом Республики Беларусь.
По общему правилу налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 13 процентов.
Однако налоговая ставка по НДФЛ в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, по общему правилу составляет не 13, а 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Для ответа на вопрос, по какой налоговой ставке будет облагаться вознаграждение физического лица, необходимо сначала ответить на вопрос, что понимается под работой по найму для целей применения Договора о ЕАЭС — только постоянная работа по трудовому договору или еще и работа по гражданско-правовым договорам.
Нормы Договора о ЕАЭС не содержат четкого определения понятия «работа по найму». Следовательно, под работой по найму следует понимать общепринятое значение — привлечение лиц к определенной работе, труду.
При этом Договор о ЕАЭС содержит определение понятия «трудовая деятельность» — деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Из совокупного анализа положений п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 и п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.11.2014 N 368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» можно сделать вывод, что под работой по найму для целей применения Договора о ЕАЭС понимается не только постоянная работа по трудовому договору, но и работа по гражданско-правовым договорам.
Аналогичный вывод был сделан в Письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-08-05/41341.
Следовательно, исходя из этого в рассматриваемой ситуации вознаграждение по договору подряда физического лица — строителя-монтажника (налогового резидента Республики Беларусь) будет облагаться по налоговой ставке 13 процентов (а не 30 процентов).
 
Р.Г.Бережнов
Консалтинговая группа «Титанида»
 
Материал предоставлен при содействии
ООО «ИПЦ Консультант+Аскон»
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
28.10.2015