Вопрос: Организация (субъект естественной монополии) провела конкурс на право заключения договора о закупке канцелярских принадлежностей. В положении о закупке, утвержденном организацией, установлен порядок представления заявок. Так, в пункте данного положения закреплена обязанность участников представлять часть документов на бумажном носителе. Индивидуальный предприниматель (участник конкурса) обратился в суд с требованием признать указанный пункт положения противоречащим Постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Правомерно ли требование индивидуального предпринимателя?
Ответ: Требование индивидуального предпринимателя о признании неправомерным пункта положения о закупках, как противоречащего Постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее — Постановление N 616, Перечень), неправомерно, поскольку организация вправе устанавливать в положении о закупках порядок проведения конкурсов или аукционов.
Обоснование: Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными организациями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В силу ч. 1 и 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Постановлением N 616 закрепляется перечень товаров, закупка которых осуществляется в электронной форме, к ним, в частности, относится закупка канцелярских принадлежностей.
Письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» разъяснено, что в случае закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Перечне, заказчик должен проводить такую закупку в электронной форме. При этом способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке.
Соответственно, организация вправе самостоятельно устанавливать сроки и порядок проведения закупок в положении о закупках. Следовательно, в данном случае отсутствует противоречие Постановлению N 616 о предоставлении сведений только в электронной форме, несмотря на то что закупка канцелярских товаров включена в Перечень.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Московского округа от 17.03.2014 N Ф05-25/2014, в котором суд указал, что каких-либо ограничений в Законе N 223-ФЗ относительно порядка проведения закупки не установлено.
Н.Н.Матюнина
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
28.10.2015