Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Во II квартале 2015 г. организация получила от поставщика счет-фактуру, датированный 21.11.2013, на приобретенные на условиях постоплаты товары, принятые на учет в ноябре 2013 г. Вычет по счету-фактуре заявлен в декларации за II квартал 2015 г. Правомерно ли налоговая инспекция в ходе камеральной проверки указала на неправомерность вычета по НДС и потребовала внести изменения в налоговую декларацию?
28.10.2020

Во II квартале 2015 г. организация получила от поставщика счет-фактуру, датированный 21.11.2013, на приобретенные на условиях постоплаты товары, принятые на учет в ноябре 2013 г. Вычет по счету-фактуре заявлен в декларации за II квартал 2015 г. Правомерно ли налоговая инспекция в ходе камеральной проверки указала на неправомерность вычета по НДС и потребовала внести изменения в налоговую декларацию?

Вопрос: Во II квартале 2015 г. организация получила от поставщика счет-фактуру, датированный 21 ноября 2013 г., на приобретенные на условиях постоплаты товары, принятые на учет в ноябре 2013 г. В 2013 и 2014 гг. вычет по этим товарам организация не заявляла, поскольку отсутствовал счет-фактура поставщика. Вычет по счету-фактуре был заявлен в декларации за II квартал 2015 г. Налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки указала на неправомерность вычета по НДС в 2015 г. по счету-фактуре за 2013 г. и потребовала внести изменения в налоговую декларацию, уменьшив вычет НДС за II квартал 2015 г. на соответствующую сумму. Права ли налоговая инспекция? Следует ли организации вносить изменения в налоговую декларацию?
 
Ответ: Если во II квартале 2015 г. организация получила от поставщика счет-фактуру, датированный 21 ноября 2013 г., на приобретенные на условиях постоплаты товары, принятые на учет в ноябре 2013 г., то организация вправе заявить вычеты по НДС в 2015 г.
 
Обоснование: Как предусмотрено в п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 382-ФЗ) дополнил ст. 172 НК РФ новым п. 1.1, который вступил в силу с 1 января 2015 г. Теперь вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, можно заявить в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав и товаров, ввезенных на территорию РФ.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе заявить к вычету суммы НДС не позднее налогового периода, в котором истекает трехлетний срок, исчисляемый с момента принятия товаров к учету. Об этом Письмо Минфина России от 06.08.2015 N 03-07-11/45515.
Однако остается неясным вопрос, распространяется ли новый порядок на предшествующие налоговые периоды. Специальных положений в отношении данного порядка нормами Закона N 382-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. При этом п. 4 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения п. 1.1 ст. 172 НК РФ, введенные в действие Законом N 382-ФЗ, не улучшают положение налогоплательщиков, поскольку и ранее в НК РФ отсутствовал запрет на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным с опозданием. Дополнения, внесенные в ст. 172 НК РФ (п. 1.1), устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, следовательно, имеют обратную силу. Косвенным подтверждением такого вывода может служить Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2011 N А20-939/2010 в отношении изменений, внесенных в п. 2 ст. 169 НК РФ. Таким образом, по нашему мнению, организация правомерно заявила вычеты по НДС в 2015 г. по счету-фактуре за 2013 г.
 
О.А.Коренева
ООО «М-СТАЙЛ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
11.11.2015