Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Какие документы должен оформить предприниматель для подтверждения остаточной стоимости основных средств в связи с переходом предпринимателя с 2015 г. с системы налогообложения в виде ЕНВД на УСН ("доходы минус расходы")?
28.10.2020

Какие документы должен оформить предприниматель для подтверждения остаточной стоимости основных средств в связи с переходом предпринимателя с 2015 г. с системы налогообложения в виде ЕНВД на УСН («доходы минус расходы»)?

Вопрос: Какие документы должен оформить предприниматель для подтверждения остаточной стоимости основных средств в связи с переходом предпринимателя с 2015 г. с системы налогообложения в виде ЕНВД на УСН («доходы минус расходы»)?
 
Ответ: Предпринимателем для подтверждения остаточной стоимости основных средств в связи с переходом предпринимателя с 2015 г. с системы налогообложения в виде ЕНВД на УСН («доходы минус расходы») должен быть представлен расчет остаточной стоимости основных средств с приложением любых отвечающих требованиям законодательства о бухгалтерском учете документов, содержащих информацию о дате учета/использования основного средства и его первоначальной стоимости.
 
Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные п. п. 2.1 и 3 настоящей статьи.
Согласно п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ при переходе на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, организации, уплачивающей ЕНВД, в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете, за период уплаты ЕНВД.
В силу п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
При этом первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
При этом фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
— суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
— таможенные пошлины и таможенные сборы;
— невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Также согласно ст. 257 НК РФ остаточная стоимость основных средств, введенных до вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между восстановительной стоимостью таких основных средств и суммой амортизации, определенных в порядке, установленном абз. 5 п. 1 данной статьи.
Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
На основании п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.
Таким образом, в настоящее время определение остаточной стоимости основных средств возможно только по правилам бухгалтерского учета, а также при соблюдении требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете.
Несмотря на то что в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусмотрено, что первичные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, остальные требования к содержанию документов (наличие определенных реквизитов) остались неизменными.
Следовательно, предпринимателем в целях подтверждения правильности расчета-определения остаточной стоимости основных средств могут быть представлены любые отвечающие по своему содержанию установленным требованиям документы, подтверждающие факт постройки, приобретения, модернизации и иные юридически значимые обстоятельства. Кроме того, такие документы в обязательном порядке должны содержать дату составления документа и измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении.
Это могут быть договоры, контракты, акты выполненных работ, акты приема-передачи, счета, деловые письма и иные первичные документы, подтверждающие первоначальную стоимость — затраты на приобретение и, возможно, доведение до состояния, пригодного к использованию, основного средства.
Далее на основании содержащейся в указанных первичных документах информации о первоначальной стоимости основного средства и фактической дате начала использования либо принятия основного средства на учет из первоначальной суммы вычитают стоимость амортизации, полученная разница и будет составлять остаточную стоимость основного средства.
В свою очередь, при отсутствии документов, подтверждающих первоначальную стоимость объектов основных средств, предприниматель не сможет аргументировать свой расчет остаточной стоимости, что в случае проверки может повлечь проблемы с контролирующими органами.
 
А.Ю.Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
18.11.2015