Вопрос: Российская организация, применяющая общую систему налогообложения, приобретает товар в Белоруссии. При этом для доставки товара на территорию РФ с территории Белоруссии российская организация нанимает российского экспедитора, применяющего общую систему налогообложения. В свою очередь, российский экспедитор нанимает для доставки товара белорусского перевозчика (пункт отправления — г. Минск, а пункт назначения — г. Москва). Экспедиторский договор заключен по принципу агентского договора. Экспедитор работает от своего имени с белорусским перевозчиком (перевозчик не состоит на учете в налоговых органах РФ), то есть экспедитор получает вознаграждение за перевозку и только его включает в доходы, а плата перевозчику и возмещение этих средств российским покупателем товаров — заказчиком перевозки не являются доходом и расходом экспедитора для целей налогообложения прибыли. Экспедитор участвует в расчетах с белорусским перевозчиком. Является ли налоговым агентом по НДС российский экспедитор, оплачивающий услуги перевозки? Если да, то имеет ли право на вычет НДС, уплаченного в бюджет РФ российским экспедитором — налоговым агентом, российская организация — покупатель товаров, возмещающая ему данную сумму НДС? Можно ли принять к вычету сумму НДС, которую предъявит белорусский перевозчик в соответствии с законодательством Республики Беларусь, российской организации — покупателю товара? По какой ставке НДС облагается вознаграждение российского экспедитора?
Ответ: Российский экспедитор, приобретающий транспортные услуги у белорусского перевозчика, налоговым агентом по НДС не является. Российская организация — покупатель товара не имеет права принимать к вычету НДС, предъявленный по белорусскому законодательству белорусским перевозчиком, а может отразить его в составе расходов для целей налога на прибыль при условии компенсации этой суммы НДС российскому экспедитору и при наличии копий документов от экспедитора. Вознаграждение российского экспедитора облагается НДС по ставке 0%.
Обоснование: Российский экспедитор, работающий по принципу агентского договора, признается налоговым агентом по НДС, если приобретает услугу перевозки, местом реализации которой является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п. п. 1, 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ), и участвует в расчетах с иностранным перевозчиком. Такие разъяснения дает Минфин России, утверждая, что удержать и уплатить НДС с приобретаемых услуг, если местом их реализации признается РФ, должен агент, поскольку он перечисляет оплату иностранцу (Письма Минфина России от 04.04.2008 N 03-07-08/83, от 26.03.2008 N 03-07-08/69).
Для определения места реализации услуги перевозки для целей исчисления НДС по договору перевозки, заключенному между российским экспедитором и белорусским перевозчиком, применяется Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Протокол)).
Местом реализации транспортных услуг (поскольку иное не предусмотрено пп. 1 — 4 п. 29 Протокола) признается территория государства-члена, налогоплательщиком которого оказываются услуги (пп. 5 п. 29 Протокола), то есть место реализации услуг для целей исчисления НДС определяется по их исполнителю.
Так как в данной ситуации перевозчиком является белорусская организация, местом реализации услуг является не территория РФ, а территория Республики Беларусь. Следовательно, российский экспедитор, приобретающий услуги, налоговым агентом по НДС не является (Письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-13/1/50549). Никакой НДС российскому покупателю товаров — заказчику перевозки он не перевыставляет, так как его не удерживает у белорусского перевозчика и в отношении этой операции не ведет журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Что касается суммы НДС, предъявленного белорусским перевозчиком российскому экспедитору, российская организация — покупатель товаров, являясь заказчиком перевозки, компенсирует расходы российскому экспедитору, в том числе и сумму НДС, предъявленного по законодательству Республики Беларусь (п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ). Но сумму НДС, предъявленного по белорусскому законодательству, российская организация — покупатель товаров не принимает к вычету, так как сумму «входного» НДС можно принимать к вычету, если он предъявлен по законодательству РФ (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письма Минфина России от 01.07.2014 N 03-07-08/31595, от 26.06.2014 N 03-07-13/1/30850, УФНС России по г. Москве от 27.10.2011 N 16-15/104421@). Данную сумму «иностранного» НДС при наличии копий документов от экспедитора российская организация — покупатель товара может признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, для целей исчисления налога на прибыль (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@, Минфина России N 03-07-08/31595).
По вопросу налогообложения НДС услуг российского экспедитора, оказанных российскому покупателю товаров, надо отметить следующее:
1) местом реализации данных услуг признается территория РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ);
2) услуга перевозки признается международной, так как пункт отправления находится в г. Минске, а пункт назначения — в г. Москве (абз. 2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
3) транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции, при организации международной перевозки облагаются НДС по ставке 0% (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, вышеуказанные транспортно-экспедиционные услуги облагаются НДС по ставке 0%.
В.В.Журавлев
ЗАО Агентство правовой информации
«Воробьевы горы»
Региональный информационный
центр Сети КонсультантПлюс
28.11.2015