Вопрос: В 1999 г. организация (автошкола) построила котельную и два гаража на земельном участке, находящемся в безвозмездном пользовании по решению совета депутатов, приняла их на учет как ОС и начисляла амортизацию. Имущество использовалось в основной деятельности по подготовке водителей (код 80.41.1 ОКВЭД). В декабре 2012 г. суд признал эти строения федеральной собственностью. В сентябре 2015 г. заключены договоры с территориальным управлением Росимущества об аренде данных строений. Должна ли организация снять эти ОС с учета и представить уточненные декларации по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций? Если да, то с какого момента?
Ответ: По нашему мнению, при признании судом недвижимого имущества федеральной собственностью организация обязана восстановить начисленную ранее амортизацию по указанному имуществу и внести соответствующие исправления в декларации по налогу на прибыль организаций со дня вступления решения суда в силу о признании объекта недвижимости федеральной собственностью. Если же строения являлись самовольными постройками, организация на них право собственности не приобретала и потому не могла амортизировать их в целях налога на прибыль, поэтому также должна представить уточненные декларации.
Также с момента возврата объекта недвижимости в федеральную собственность в результате двусторонней реституции организация имеет право исключить стоимость переданного имущества из налоговой базы по налогу на имущество организаций на дату его передачи. Учитывая, что решение суда вступило в силу в декабре 2012 г., полагаем, что с этого налогового периода необходимо скорректировать налоговую базу по налогу на имущество организаций.
Обоснование: По налогу на прибыль. Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации», указано, что по смыслу п. 1 ст. 54 НК РФ налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции. Налогообложению подвергается финансовый результат, формируемый по итогам налогового (отчетного) периода на основе данных регистров бухучета, в том числе совокупности совершенных в этом периоде финансово-хозяйственных операций. Аналогичный подход к исчислению налога на прибыль изложен в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2014 N А40-69367/13 (Определением Верховного Суда РФ от 26.03.2015 N 305-КГ15-965 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Учитывая изложенное, считаем, что при признании судом недвижимого имущества федеральной собственностью организация обязана восстановить начисленную ранее амортизацию по указанному основному средству и внести соответствующие исправления в декларации по налогу на прибыль организаций со дня вступления решения суда в силу о признании строений федеральной собственностью.
Если же строения являлись самовольными постройками, организация на них право собственности не приобретала и потому не могла амортизировать их в целях налога на прибыль, поэтому также должна представить уточненные декларации (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Расходы, связанные со строительством самовольной постройки, подлежащие компенсации лицом, за которым признается право собственности на указанное имущество, могли быть учтены в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии, что данные расходы соответствовали критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и не были ранее учтены при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ст. 222 Гражданского кодекса РФ, Письмо Минфина России от 04.06.2009 N 03-03-06/1/337).
По налогу на имущество. В соответствии со ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на имущество признаются объекты, учтенные на балансе организации в качестве ОС по правилам бухучета (ст. 374 НК РФ).
Имущество принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении условий, установленных п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (см. также Письмо Минфина России от 24.10.2007 N 03-05-06-01/123).
Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете установлены Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н (далее — Положение).
В соответствии с п. 2 Положения не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.
Таким образом, в случае возврата объекта недвижимости в федеральную собственность (фактического осуществления реституции) организация имеет право исключить стоимость переданного имущества из налоговой базы по налогу на имущество организаций на дату его передачи.
Учитывая, что решение суда вступило в силу в декабре 2012 г., полагаем, что с этого налогового периода следует скорректировать налоговую базу по налогу на имущество организаций. Аналогичную позицию высказал Минфин России в Письме от 27.12.2010 N 03-03-06/2/221.
С.Н.Шаляев
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
14.12.2015