Вопрос: Участник электронного аукциона на поставку легкового автомобиля (код по ОК 29.10.21.000) для муниципальных нужд в целях исполнения положений п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приложил к заявке годовой акт экспертизы, выданный производителю автомобилей, а не участнику. Вправе ли аукционная комиссия признать такую заявку соответствующей документации об аукционе, притом что в ней не предусмотрено, на имя кого именно должен быть выдан акт экспертизы?
Ответ: В рассматриваемом случае аукционная комиссия вправе признать заявку соответствующей документации об аукционе, так как положения Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление N 656) не содержат запрета на представление в составе заявки акта экспертизы, выданного производителю товара. Следовательно, указание в акте экспертизы в качестве заявителя лица, не являющегося участником аукциона (производителя товара), не свидетельствует о несоответствии товара требованиям законодательства. Однако указанное право, возможно, придется отстаивать в суде с учетом наличия в правоприменительной практике иного мнения по данному вопросу.
Обоснование: В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно ч. 2, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. п. 1, 3 — 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием с рабочим объемом цилиндров не более 1500 куб. см новые (код 29.10.21.000 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)) включены в Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 656 (далее — Перечень) (п. 14 Перечня).
Согласно пп. «б» п. 1 Постановления N 656 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по Перечню согласно Приложению в случаях, если товары, указанные в п. п. 14 — 16 и 33 Перечня, не соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием к Перечню, и одному из следующих условий:
товары произведены хозяйствующими субъектами, включенными в Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 году производство моторных транспортных средств с применением понятия «промышленная сборка» в соответствии с критериями, указанными в пункте 7.1.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 N 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств»;
товары произведены российскими юридическими лицами, осуществляющими ввоз автокомпонентов для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705 ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов, заключенных с Министерством экономического развития Российской Федерации, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений (действие данного абзаца распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.);
товары произведены в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010).
Из п. 3 Постановления N 656 следует, что подтверждением соответствия товаров, указанных в п. п. 14 — 16, 18, 20 — 26 и 33 Перечня, требованиям, предусмотренным пп. «б» и «в» п. 1 настоящего Постановления, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Положение о порядке выдачи актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Положение) и форма акта экспертизы утверждены Приказом ТПП России от 25.08.2014 N 64.
Из п. 1.1 Положения следует, что под актом экспертизы понимается акт экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд — документ, выданный уполномоченной ТПП России участнику закупки, который подтверждает соответствие товаров требованиям, предусмотренным Постановлением N 656.
В то же время из п. 1.3 Порядка заполнения актов экспертизы по определению страны происхождения товаров и соответствия товаров требованиям Постановления Правительства РФ «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 14 июля 2014 года N 656, утвержденного Приказом ТПП России от 25.08.2014 N 66, следует, что акты экспертизы по определению страны происхождения товаров и соответствия товаров требованиям Постановления N 656 составляются экспертами уполномоченных ТПП в соответствии с указанным Порядком.
При этом Приказ ТПП России N 66 издан в целях исполнения пп. 3.2 п. 3 Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов товаров машиностроения) (Приложение 1 к Приказу ТПП России N 64), согласно которому сертификат происхождения товара формы СТ-1 оформляется на основании первичного акта экспертизы, выполненного экспертами уполномоченной ТПП России, которая расположена в месте нахождения непосредственного производителя товара — объекта закупок (его филиала, обособленного подразделения). Указанные первичные акты экспертизы оформляются на постоянную номенклатуру товаров сроком на один год (годовые акты экспертизы).
Суды указывают на то, что положения Постановления N 656 не содержат запрета на представление в составе заявки акта экспертизы, выданного производителю товара, — следовательно, указание в акте экспертизы в качестве заявителя лица, не являющегося участником аукциона (производителя товара), не свидетельствует о несоответствии товара требованиям законодательства. При этом отсутствие в аукционной документации конкретного указания на то, какой именно из актов экспертизы (выданный производителю или конкретному участнику закупки), позволяет участнику представить на выбор один из таких актов (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 N 17АП-12275/2015-АК по делу N А60-16982/2015).
При этом указание в акте экспертизы в качестве заявителя лица, не являющегося участником аукциона (непосредственно производителя товара), не говорит о несоответствии товара требованиям законодательства Российской Федерации. Акт экспертизы составляется в отношении конкретного товара независимо от лица, обратившегося за проведением такой экспертизы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 N 17АП-7582/2015-АК по делу N А60-4073/2015).
При этом также предлагаем учитывать позицию антимонопольных органов. К примеру, Смоленское УФАС России в Решении от 08.05.2015 N 1390/03 по делу N 49/15-ГЗ/Ж признало необоснованной жалобу на отклонение заявки ввиду того, что участник закупки не представил акт, выданный ТПП России по его заявке для участия в электронном аукционе, а представил акт экспертизы, выданный производителю.
Таким образом, приходим к выводу, что в рассматриваемом случае аукционная комиссия вправе признать заявку соответствующей документации об аукционе, однако указанное право, возможно, придется отстаивать в суде с учетом наличия в правоприменительной практике иного мнения по данному вопросу.
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
29.12.2015