Вопрос: Вправе ли заказчик осуществить определение начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен путем запроса ценовой информации только у поставщиков — группы аффилированных юридических лиц? Установлены ли законодательством какие-либо соответствующие ограничения в данной сфере?
Ответ: Заказчик вправе осуществить определение начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) методом сопоставимых рыночных цен путем запроса ценовой информации только у поставщиков — группы аффилированных юридических лиц. Какие-либо ограничения на подобные действия законодательством не установлены.
Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 3 указанной статьи при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
На основании ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в том числе может использоваться информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии — однородных товаров, работ, услуг.
Из п. 3.9 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее — Рекомендации), следует: в случае направления запроса о предоставлении ценовой информации потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) такой запрос рекомендуется направлять в том числе поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом. Если таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было более пяти, то запрос рекомендуется направлять не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), исполнявшим контракты в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица в том числе являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.
Отмечаем, что ограничений в отношении запроса представителям группы аффилированных лиц для целей установления НМЦК законодательством не установлены.
Из Постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 N 06АП-4547/2015 по делу N А04-1547/2015 следует, что установления факта аффилированности лиц, которым заказчиком направлен соответствующий запрос ценовой информации, недостаточно для вывода о неэффективном расходовании бюджетных средств без наличия доказательств, опровергающих ценовую информацию таких поставщиков и подтверждающих ее несоответствие рыночным ценам.
Таким образом, приходим к выводу, что заказчик вправе осуществить определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен путем запроса ценовой информации только у поставщиков — группы аффилированных юридических лиц. Какие-либо ограничения на подобные действия законодательством не установлены.
В то же время обращаем внимание, что Минэкономразвития России рекомендует в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК осуществлять несколько следующих процедур наряду с запросом ценовой информации у поставщиков, в том числе:
— разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт);
— осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
— осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации (п. 3.7 Рекомендаций).
При этом необходимо подчеркнуть, что указанный акт носит рекомендательный характер.
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
29.12.2015