Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Прав ли работодатель, полагая, что зарплата работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера, с учетом процентной надбавки и районного коэффициента должна быть не ниже МРОТ?
20.10.2020

Прав ли работодатель, полагая, что зарплата работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера, с учетом процентной надбавки и районного коэффициента должна быть не ниже МРОТ?

Вопрос: В организации, расположенной в районе Крайнего Севера, работнику установлены районный коэффициент и процентная надбавка (ст. ст. 316 и 317 ТК РФ). Совокупный размер месячной заработной платы работника с учетом стимулирующих выплат с включением районного коэффициента и надбавки превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Прав ли работодатель, полагая, что заработная плата работника с учетом процентной надбавки и районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом?
 
Ответ: Мнение о том, что заработная плата работника с учетом процентной надбавки и районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, не соответствует законодательству. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
 
Обоснование: Исходя из наименования и содержания ст. ст. 316 «Районный коэффициент к заработной плате» и 317 «Процентная надбавка к заработной плате» Трудового кодекса РФ и районный коэффициент, и процентная надбавка выплачиваются к заработной плате.
Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
В то же время в силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством Российской Федерации допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Указанные выводы подтверждаются примерами из практики Верховного Суда Российской Федерации и региональных судов (см. Определения Верховного Суда РФ от 30.08.2013 N 93-КГПР13-2, от 24.06.2011 N 52-В11-1, Свердловского областного суда от 09.02.2012 по делу N 33-1144/2012, Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 05.06.2013 по делу N 33-1379).
 
О.И.Широкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
29.01.2014