Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация 29.03.2013 представила в ИФНС России справки по форме 2-НДФЛ. 02.04.2013 получен протокол о наличии ошибок в 50 справках. Правомерно ли привлечение к ответственности за нарушение срока представления этих 50 документов?
20.10.2020

Организация 29.03.2013 представила в ИФНС России справки по форме 2-НДФЛ. 02.04.2013 получен протокол о наличии ошибок в 50 справках. Правомерно ли привлечение к ответственности за нарушение срока представления этих 50 документов?

Вопрос: Организация 29 марта 2013 г. представила в ИФНС России по электронным каналам связи справки по форме 2-НДФЛ. 2 апреля 2013 г. был получен протокол, из которого следует, что в 50 справках содержатся ошибки. Налоговый орган оштрафовал организацию по ст. 126 НК РФ за нарушение срока представления этих 50 документов. Правомерно ли это?
 
Ответ: Налоговый орган не вправе оштрафовать организацию по ст. 126 Налогового кодекса РФ, если она 29 марта 2013 г. представила в ИФНС России по электронным каналам связи справки по форме 2-НДФЛ, а 2 апреля 2013 г. ею был получен протокол, из которого следует, что в 50 справках содержатся ошибки. Есть судебная практика как в пользу этой точки зрения, так и в пользу той, согласно которой штраф правомерен.
 
Обоснование: Налоговые агенты не позднее 1 апреля представляют в налоговый орган сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет за этот налоговый период.
Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях в виде справки по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ, п. 3 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утвержденного Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ (далее — Порядок представления), Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@).
В течение рабочего дня, следующего за датой отправки сведений, налоговый агент получает подтверждение даты отправки от специализированного оператора связи или налогового органа, а также извещение о получении от налогового органа (п. п. 27, 28 Порядка представления). При этом датой представления сведений считается дата отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи или налогового органа (п. 4 Порядка представления).
В течение десяти дней с даты отправки сведений налоговый орган направляет налоговому агенту реестр в электронном виде, в котором перечислены принятые сведения, а также протокол приема сведений в электронном виде, в котором, среди прочего, указываются выявленные налоговым органом ошибки (п. 29 Порядка представления). Представленными считаются сведения, прошедшие контроль на ошибки и зафиксированные в реестре, сформированном налоговым органом (п. 30 Порядка представления).
Непредставление налоговому органу в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, влечет взыскание с налогоплательщика (налогового агента) штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
В данном случае справки, содержащие ошибки, представлены без нарушения срока. Ответственность за представление документов с ошибками, из-за которых сведения признаны налоговым органом непредставленными, вышеназванной нормой не установлена, а значит, и штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ не имеет законных оснований.
Выводы судов по рассматриваемому вопросу различны. Так, налоговым агентам, имевшим подтверждение, что первоначально документы были отправлены не позднее 1 апреля, удавалось избежать штрафа. Суды признавали, что главный квалифицирующий признак правонарушения — это непредставление в установленный законом срок документов и сведений, а вот представление документов, заполненных с ошибками, повлекшими непринятие сведений налоговым органом, не подпадает под п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.2008 N Ф04-1417/2008(1520-А75-19), ФАС Поволжского округа от 14.12.2010 N А55-12031/2010, ФАС Уральского округа от 05.05.2008 N Ф09-3138/08-С2).
Отдельные суды принимали решения с учетом того, насколько принципиальными были недочеты в представленных документах, и, например, неверное заполнение поля «Признак» в справках 2-НДФЛ (вместо цифры 1 указана цифра 2) не являлось существенной ошибкой, влекущей штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013 N А19-16467/2012).
Но имеются судебные решения и в пользу налоговых органов. Так, налоговый агент представил справки с ошибками и не исправил их даже на дату разрешения спора в суде. В итоге суд принял решение в пользу налогового органа (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.05.2013 N А27-16221/2012). А в деле, которое рассматривал ФАС Северо-Западного округа, налоговый агент хоть и получил протокол без ошибок, но при расшифровке файлов оказалось, что содержание всех пяти отправленных файлов одинаковое, то есть часть справок была представлена несколько раз, а часть не представлена вовсе (произошло замещение информации). Суд указал, что недостающие справки первоначально были представлены с нарушением срока и штраф правомерен (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2012 N А13-4017/2011).
 
О.В.Кулагина
Издательство «Главная книга»
30.01.2014