Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В организации проходит выездная налоговая проверка. Налоговый орган несколько раз приостанавливал проверку в связи с истребованием документов у контрагентов. Общий срок приостановления составил девять месяцев. Можно ли оспорить решение о возобновлении проверки с целью ее прекращения?
20.10.2020

В организации проходит выездная налоговая проверка. Налоговый орган несколько раз приостанавливал проверку в связи с истребованием документов у контрагентов. Общий срок приостановления составил девять месяцев. Можно ли оспорить решение о возобновлении проверки с целью ее прекращения?

Вопрос: В организации проходит выездная налоговая проверка. Налоговый орган несколько раз приостанавливал проверку в связи с истребованием документов у контрагентов. Общий срок приостановления составил девять месяцев. Можно ли оспорить решение о возобновлении проверки с целью ее прекращения?
 
Ответ: Учитывая судебную практику, решение о возобновлении выездной налоговой проверки, даже если общий срок приостановления составил девять месяцев, оспаривать нецелесообразно.
 
Обоснование: Выездная налоговая проверка может быть приостановлена налоговым органом, в частности, для истребования у контрагентов и иных лиц документов, касающихся деятельности проверяемой организации (пп. 1 п. 9 ст. 89, п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Общий срок приостановления выездной налоговой проверки по этому основанию не может превышать шести месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Налоговым органам рекомендовано контролировать правомерность приостановления налоговой проверки. С этой целью после исчерпания основания, указанного в решении о приостановлении проверки (например, документы получены), принимается решение о возобновлении проверки. Также рекомендуется принимать решение о возобновлении в случае, если документы не были получены по причинам, не зависящим от налогового органа, либо истекает общий срок приостановления проверки (Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).
Налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов в суде, если, по его мнению, такие акты нарушают его права (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).
Ненормативный акт может быть признан недействительным судом, если он одновременно и не соответствует закону, и нарушает права и интересы организации (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Решение о возобновлении проверки принято с нарушением НК РФ, так как общий срок приостановления составил девять месяцев. Однако нарушение налоговым органом срока приостановления выездной налоговой проверки не может быть признано в качестве необходимого и достаточного основания для признания решения о возобновлении налоговой проверки недействительным. В рассматриваемом случае этот ненормативный акт не затрагивает права и интересы проверяемого лица и не накладывает на него дополнительных, не предусмотренных НК РФ обязанностей и не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности. Этот вывод подтверждается судебным решением (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N А39-840/2012). Поэтому при оспаривании решения о возобновлении проверки суд, вероятно, оставит его в силе. Вместе с тем ФАС Волго-Вятского округа в приведенном выше Постановлении указал на то, что факт нарушения сроков приостановления выездной налоговой проверки может являться предметом судебной оценки в рамках спора о признании недействительным решения, принятого по результатам проверки.
 
О.В.Кулагина
Издательство «Главная книга»
30.01.2014