Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли организация учесть в расходах в целях налога на прибыль затраты на SEO-оптимизацию своего сайта?
27.10.2020

Вправе ли организация учесть в расходах в целях налога на прибыль затраты на SEO-оптимизацию своего сайта?

Вопрос: Организация осуществляет деятельность по продаже юридических услуг и владеет собственным сайтом. Организация (заказчик) заключила договор с индивидуальным предпринимателем (исполнителем) об оказании услуг по SEO-оптимизации сайта для увеличения позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем. Вправе ли организация учесть в составе расходов в целях налога на прибыль затраты на SEO-оптимизацию?
 
Ответ: Организация вправе учесть в составе расходов в целях налога на прибыль затраты на SEO-оптимизацию сайта, поскольку данная услуга направлена на рекламу услуг организации.
 
Обоснование: В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.
К расходам организации на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании (п. 4 ст. 264 НК РФ).
При этом НК РФ не уточняет, относится ли SEO-оптимизация сайта к рекламным расходам.
Уполномоченные органы разъясняют, что данные расходы правомерно относить к расходам на рекламу (Письма Минфина России от 08.08.2012 N 03-03-06/1/390, УФНС России по г. Москве от 27.09.2012 N 16-15/091449).
К схожему мнению приходят и суды. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 06.09.2013 по делу N А40-136634/12-140-976 признал правомерным включение налогоплательщиком в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затрат на оплату рекламных услуг по оптимизации и продвижению сайта.
Суд указал, что между налогоплательщиком и правообладателем был заключен договор аренды сайта, основным видом деятельности налогоплательщика являлась торговля автотранспортными средствами и автозапчастями, деятельность сайта была направлена исключительно на продажу автотранспортных средств, отсутствие в рекламе визуального указания или ссылки на налогоплательщика не противоречит действующему законодательству, поскольку согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» товар (в данном случае автомобили продаваемых налогоплательщиком марок) может быть самостоятельным объектом рекламирования без его привязки к изготовителю или продавцу товара.
Таким образом, расходы на SEO-оптимизацию сайта являются экономически обоснованными и организация вправе включить их в состав расходов на рекламу.
 
Т.В.Берилко
Главный специалист-эксперт
отдела методологии
бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной методологии
Минфина России
07.06.2016