Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация приобретает услуги, связанные с проведением акции по рекламе ее товаров, включающие приобретение подарков победителям. Учитывается ли стоимость услуг для целей налога на прибыль?
27.10.2020

Организация приобретает услуги, связанные с проведением акции по рекламе ее товаров, включающие приобретение подарков победителям. Учитывается ли стоимость услуг для целей налога на прибыль?

Вопрос: Между заказчиком и рекламным агентством заключен договор оказания услуг, согласно которому агентство осуществляет действия, направленные на увеличение объема продаж товаров заказчика, в частности разрабатывает рекламно-маркетинговую акцию, создает в Интернете страницу по акции, печатает полиграфическую продукцию рекламного характера, анонсирует и рекламирует акцию в средствах массовой информации (в том числе в сети Интернет), приобретает подарочные карты различных поставщиков товаров, работ, услуг и другие призы, которыми награждаются победители рекламной акции. Имеет ли право заказчик учесть стоимость оказанных рекламным агентством услуг при исчислении налога на прибыль, учитывая, что стоимость подарочных карт и других призов входит в стоимость услуг рекламного агентства?

Ответ: Расходы на разработку рекламной акции, создание интернет-страницы по акции, печать рекламной полиграфической продукции, анонс акции и рекламу в СМИ признаются для целей исчисления налога на прибыль как рекламные ненормируемые расходы. Расходы на приобретение подарков признаются в составе расходов в пределах 1% от выручки. В актах и отчетах необходимо детализировать виды и стоимость выполненных работ и оказанных услуг.

Обоснование: Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и/или реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, в силу пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ также относятся к прочим расходам, связанным с производством и/или реализацией. При этом рекламные расходы подразделяются на нормируемые и ненормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).
К ненормируемым расходам, которые включаются в состав затрат в полном объеме, относятся:
— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
— расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов;
— расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
К нормируемым расходам относятся расходы на иные виды рекламы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний. Данные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Понятие «реклама» содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», а именно: реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом ФАС России в Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъяснила, что под неопределенным кругом лиц следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Указанное Письмо используется в работе ФНС России (Письмо ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).
Если в рассматриваемой ситуации розыгрыш призов проводится среди определенного круга лиц, то расходы на приобретение призов в целях исчисления налога на прибыль нельзя отнести к рекламным и учесть на основании п. 4 ст. 264 НК РФ.
Позиция Минфина России по аналогичному вопросу изложена, в частности, в Письме от 08.10.2008 N 03-03-06/1/567, в котором рассматривается следующая ситуация: организация проводит рекламные акции среди юридических лиц — торговых компаний, реализующих продукцию этой организации. По правилам акции при выполнении определенных условий, указанных в рекламных листовках, данные компании могут принять участие в акции и получить рекламный приз. По мнению финансового ведомства, расходы на проведение подобных акций в целях исчисления налога на прибыль не могут быть отнесены к рекламным, поскольку рекламные акции проводятся среди юридических лиц — торговых точек, реализующих продукцию организации, то есть перечень лиц, участвующих в акции, заранее известен.
Несмотря на то что расходы при распространении призов определенному кругу лиц при исчислении налога на прибыль нельзя отнести к рекламным, на наш взгляд, их можно учесть на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и/или реализацией.
При этом обращаем внимание на иную позицию. Призы, переданные определенному кругу лиц, являются, по сути, безвозмездно переданным имуществом. А в целях налогообложения прибыли расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, чтобы учесть стоимость призов при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, необходимо доказать в случае возможных претензий со стороны налоговых органов, что призы не являются безвозмездно переданным имуществом.
Если же в рассматриваемой ситуации призы вручаются неопределенному кругу лиц при проведении массовой рекламной кампании, то расходы на их приобретение могут быть отнесены к нормируемым рекламным расходам (не более 1% от выручки) на основании п. 4 ст. 264 НК РФ.
Отметим, что рекламные и маркетинговые расходы, как и все прочие расходы организации, при исчислении налога на прибыль должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ: быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Вопрос обоснованности и экономической оправданности расходов стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своих Определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П суд разъяснил основные моменты, связанные с толкованием этих понятий и применением норм ст. 252 НК РФ:
1) расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеют значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат;
2) экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата;
3) целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск;
4) все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы.
Учитывая, что рекламное агентство оказывает для заказчика маркетинговые и рекламные услуги, а также тот факт, что стоимость подарочных карт и других призов входит в стоимость услуг исполнителя, особое внимание следует уделить документальному оформлению оказанных услуг. Услуги подобного рода, как правило, оформляются актами и отчетами.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предъявляет требования к оформлению первичных документов, в том числе к их обязательным реквизитам.
Несмотря на наличие Письма Минфина России от 09.04.2014 N 02-06-10/16186 с выводом о том, что акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг), тем не менее налоговые органы при проверках обращают внимание на наличие подробной детализации оказанных услуг в актах.
При отсутствии подробной детализации в актах и/или отчетах, как правило, налоговые органы исключают из состава затрат по налогу на прибыль расходы, оформленные такими документами.
Таким образом, для признания в составе расходов при исчислении налога на прибыль стоимости услуг, оказанных рекламным агентством, немаловажную роль играет акт оказанных услуг с их подробной детализацией.
Если часть оказанных рекламным агентством услуг для заказчика относится к нормируемым рекламным расходам (в частности, стоимость подарочных карт и прочих призов), то целесообразно их стоимость в акте оказанных услуг выделить отдельной строкой.
В отношении документального подтверждения факта приобретения и передачи призов участникам рекламной акции к акту или отчету целесообразно приложить копии документов, подтверждающие факт приобретения призов, отчет о проведении акции, в частности, должен содержать информацию о месте и сроках ее проведения, о количестве и видах переданных призов, информацию о получателях призов — определенный либо неопределенный круг лиц и т.п.

11.07.2016