Вопрос: Вправе ли заказчик (бюджетное учреждение) в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта, в случае если организация-поставщик в нарушение требований конкурсной документации и условий государственного контракта о качестве товара поставила заказчику контрафактный товар (спортивную одежду и обувь), что подтверждено результатами экспертизы, проведенной независимым экспертом? Если вправе, то какими нормами законодательства необходимо руководствоваться?
Ответ: По нашему мнению, заказчик в рассматриваемом случае обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта, руководствуясь положениями ч. 7 ст. 19.2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Из п. 2 ст. 474 ГК РФ следует, что проверка качества товара производится в том числе в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.
Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Следовательно, в случае поставки контрафактного товара поставщиком в том числе нарушается условие договора о качестве товара, что дает право покупателю на применение положений п. 2 ст. 475 ГК РФ (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 05.05.2010 N Ф10-1302/10 по делу N А62-2890/2009, от 26.11.2010 по делу N А36-900/2010).
На основании ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается в том числе на положениях ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара.
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
На основании ч. 7 ст. 19.2 Закона N 94-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (исполнитель, подрядчик) не соответствует установленным конкурсной документацией либо документацией об аукционе требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником конкурса или аукциона.
Таким образом, по нашему мнению, заказчик в рассматриваемом случае обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта, руководствуясь положениями ч. 7 ст. 19.2 Закона N 94-ФЗ.
Дополнительно сообщаем, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 6 указанной статьи по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
На основании ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, с 01.01.2014 заказчик также обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта в случае выявления нарушений требований государственного контракта, предъявляемых к качеству поставляемого товара.
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
27.08.2013