Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация обратилась в таможенный орган РФ с заявлением о возврате НДС. В ходе дополнительной проверки установлено, что организация имеет право на возврат излишне уплаченного НДС, но возврат был произведен спустя полтора месяца со дня подачи заявления. Вправе ли организация требовать с таможенного органа проценты за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного НДС?
20.10.2020

Организация обратилась в таможенный орган РФ с заявлением о возврате НДС. В ходе дополнительной проверки установлено, что организация имеет право на возврат излишне уплаченного НДС, но возврат был произведен спустя полтора месяца со дня подачи заявления. Вправе ли организация требовать с таможенного органа проценты за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного НДС?

Вопрос: В связи с излишней уплатой таможенному органу РФ НДС российская организация обратилась в таможенный орган РФ с заявлением о возврате. К заявлению были приложены документы, подтверждающие обоснованность возврата НДС. Таможенный орган ответил организации, что будет проведена дополнительная проверка, по результатам которой будет принято решение по заявлению организации. В ходе дополнительной проверки было установлено, что организация имеет право на возврат излишне уплаченного НДС таможенному органу, однако возврат был произведен спустя полтора месяца со дня подачи заявления.
Вправе ли в приведенном случае организация требовать с таможенного органа проценты за нарушение месячного срока возврата суммы излишне уплаченного НДС?
 
Ответ: Возврат излишне уплаченных налогов производится по решению таможенного органа в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов, а нарушение указанного срока является основанием для начисления на сумму излишне уплаченных налогов процентов, при этом проведение таможенным органом дополнительной проверки не приостанавливает течение срока на возврат излишне уплаченных налогов.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относится к таможенным платежам.
Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами налогов являются уплаченные или взысканные в качестве налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм налогов в отношении конкретных товаров (ст. 89 ТК ТС).
На основании ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата налогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные суммы налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Часть 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ предусматривает перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных налогов. В случае если документы ранее представлялись в таможенный орган, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (ч. 3 ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
Руководствуясь ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, возврат излишне уплаченных налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных налогов не может превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Следует отметить, что проведение таможенными органами дополнительной проверки предусмотрено законодательством (ст. 69 ТК ТС, ч. 9 ст. 106 Закона N 311-ФЗ), однако проведение такой проверки не влияет на срок возврата излишне уплаченных налогов.
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» Законом N 311-ФЗ не предусмотрено возможности приостановления течения предусмотренного ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ срока для целей проведения проверки представленных при декларировании документов и сведений.
Пленум ВАС РФ отметил, что в случае нарушения срока возврата упомянутых денежных средств проценты, подлежащие уплате в связи с таким нарушением, взыскиваются судом и в том случае, если пропуск указанного месячного срока таможенный орган обосновывает проведением дополнительной проверки заявленных при декларировании сведений, в частности сведений о стране происхождения товаров, влияющих на предоставление тарифных преференций и, соответственно, на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования.
На основании изложенного организация вправе требовать с таможенного органа проценты за нарушение месячного срока возврата суммы излишне уплаченного НДС.
 
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
10.02.2014