Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Как в организации - субъекте среднего предпринимательства оформить временное возложение обязанностей главного бухгалтера на генерального директора?
20.10.2020

Как в организации — субъекте среднего предпринимательства оформить временное возложение обязанностей главного бухгалтера на генерального директора?

Вопрос: В организации — субъекте среднего предпринимательства уволился главный бухгалтер. Как оформить временное возложение обязанностей главного бухгалтера на генерального директора?
 
Ответ: В случае увольнения главного бухгалтера из организации — субъекта среднего предпринимательства ведение бухгалтерского учета может временно осуществляться руководителем экономического субъекта. С точки зрения трудового законодательства генеральный директор может быть оформлен в качестве совместителя. Также может быть оформлено совмещение должностей.
 
Обоснование: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
В случае отсутствия главного бухгалтера генеральный директор может возложить обязанности по ведению бухгалтерского учета на себя.
Если в штатном расписании есть должность главного бухгалтера, то генеральный директор может одновременно занимать и ее. Здесь имеет место либо совмещение профессий (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ), либо совместительство (ст. 282 ТК РФ).
Совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).
Совмещение предусмотрено в ст. 60.2 ТК РФ. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
При работе по совместительству:
— заключается трудовой договор (ст. 282 ТК РФ);
— работа выполняется в свободное от основной работы время;
— необходимо издать приказ о приеме на работу по совместительству, внести запись в трудовую книжку (по желанию работника) (ст. 68 ТК РФ, п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
При работе на условиях совмещения:
— работа выполняется без освобождения от основной работы (ст. ст. 60.2, 151 ТК РФ);
— трудовой договор не заключается. Оформление происходит путем заключения дополнительного соглашения к существующему трудовому договору;
— необходимо издать приказ о совмещении (в произвольной форме с обязательным указанием поручаемой работы, срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты). При этом генеральный директор должен будет подписать приказ о возложении на себя обязанностей главного бухгалтера;
— запись о совмещении в трудовую книжку не вносится.
 
Е.В.Шестакова
Генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»
10.02.2014