Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Работодатель - государственное унитарное предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера. В локальном нормативном акте он предусмотрел, что право на переезд к новому месту жительства в связи с расторжением трудового договора имеют только работники, проработавшие не менее пяти лет. Правомерно ли такое условие, не противоречит ли оно положениям ст. 326 Трудового кодекса РФ?
20.10.2020

Работодатель — государственное унитарное предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера. В локальном нормативном акте он предусмотрел, что право на переезд к новому месту жительства в связи с расторжением трудового договора имеют только работники, проработавшие не менее пяти лет. Правомерно ли такое условие, не противоречит ли оно положениям ст. 326 Трудового кодекса РФ?

Вопрос: Работодатель — государственное унитарное предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера. В локальном нормативном акте работодатель предусмотрел, что право на переезд к новому месту жительства в связи с расторжением трудового договора (за исключением увольнения за виновные действия) имеют только работники, проработавшие у этого работодателя не менее пяти лет. Правомерно ли включение такого условия в локальный нормативный акт работодателя, не противоречит ли оно положениям ст. 326 Трудового кодекса РФ?
 
Ответ: Федеральное государственное унитарное предприятие не является организацией, финансируемой за счет средств федерального бюджета. В связи с этим работодатель вправе предусмотреть в локальном нормативном акте условие о минимальном стаже работы у данного работодателя для получения работником права на оплату стоимости переезда в другую местность в связи с расторжением трудового договора.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 326 Трудового кодекса РФ работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Таким образом, работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, в случае их переезда в другую местность в связи с расторжением трудового договора (за исключением увольнения за виновные действия) оплата стоимости проезда производится вне зависимости от стажа работы у данного работодателя.
Аналогичное положение закреплено в ч. 3 ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией (преследующей цель извлечения прибыли), в связи с чем данную организацию нельзя отнести к организациям, финансируемым за счет бюджетных средств.
Правомерность данных выводов подтверждается и позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.10.2010 N 93-В10-2.
В соответствии с ч. 5 ст. 326 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой федеральное государственное унитарное предприятие, поскольку оно не относится к организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, вправе самостоятельно определять размер, условия и порядок предоставления компенсаций на переезд в другую местность в связи с прекращением трудового договора (см., например, Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 12.09.2013 по делу N 33-151/13, 2-66/2013).
 
Ю.А.Гефтер
Образовательное учреждение профсоюзов
высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
11.02.2014