Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » В отношении ООО началась выездная налоговая проверка, но руководитель ООО не получал решения о проведении проверки. Налоговый орган ошибочно направил решение по месту нахождения филиала ООО. Может ли невручение решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику являться основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки?
20.10.2020

В отношении ООО началась выездная налоговая проверка, но руководитель ООО не получал решения о проведении проверки. Налоговый орган ошибочно направил решение по месту нахождения филиала ООО. Может ли невручение решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику являться основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки?

Вопрос: В отношении ООО началась выездная налоговая проверка. Руководитель ООО заявил проверяющим, что не получал решения о проведении выездной налоговой проверки. Должностное лицо налогового органа сообщило руководителю ООО, что налоговый орган ошибочно направил решение о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения филиала ООО, а кроме того, должностным лицом налогового органа было указано, что вручение налоговым органом налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки является формальностью, не влияющей на правомерность проведения налоговой проверки.
Может ли невручение решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, являться основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки?
 
Ответ: Нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие проведение выездной налоговой проверки, напрямую не обязывают должностных лиц налоговых органов направлять в адрес налогоплательщика принятое решение о проведении выездной налоговой проверки, однако исходя из содержания общих норм НК РФ (регулирующих обязанности налоговых органов), а также положений арбитражной практики невручение решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, может являться основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
 
Обоснование: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
В силу ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Из п. 1 ст. 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложение 1).
Несмотря на отсутствие в НК РФ норм, регулирующих порядок вручения (направления) налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки, форма решения о проведении выездной налоговой проверки предусматривает, что руководитель (представитель) организации знакомится с решением о проведении выездной налоговой проверки.
Как отмечено в Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, ни НК РФ, ни Приказ ФНС России N САЭ-3-06/892@ не предусматривают способа ознакомления лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с указанным решением налогового органа.
На основании пп. 1, 9 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, — налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.07.2010 по делу N А58-7346/09 указал, что налогоплательщик должен быть ознакомлен с решением о проведении выездной налоговой проверки.
Ненаправление инспекцией решения о проведении выездной налоговой проверки является существенным нарушением процедуры проведения проверки и лишает налогоплательщика прав присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов (Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2010 по делу N А68-3935/09).
На основании изложенного полагаем, что невручение налогоплательщику, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, решения о проведении выездной налоговой проверки может являться основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
 
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
12.02.2014