Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Как отразить застройщику расходы на изготовление макета жилого комплекса стоимостью более 40 тыс. руб. в целях исчисления налога на прибыль? Макет будет использоваться исключительно в рекламных целях.
20.10.2020

Как отразить застройщику расходы на изготовление макета жилого комплекса стоимостью более 40 тыс. руб. в целях исчисления налога на прибыль? Макет будет использоваться исключительно в рекламных целях.

Вопрос: Как отразить застройщику расходы на изготовление макета жилого комплекса стоимостью более 40 тыс. руб. в целях исчисления налога на прибыль? Макет будет использоваться исключительно в рекламных целях.
 
Ответ: Расходы на изготовление макета, используемого в рекламных целях, можно включить в состав рекламных, но в таком случае возможны претензии со стороны налоговых органов, которые считают, что подобное имущество следует относить к амортизируемому. Большая часть судов в таких спорах поддерживает налогоплательщика.
 
Обоснование: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией.
Согласно абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
При этом необходимо учитывать, что рекламные расходы могут нормироваться в целях налогового учета в зависимости от вида рекламы (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Относительно квалификации макета в качестве амортизируемого имущества отметим следующее.
Обязательные признаки основного средства, необходимые для включения его в целях налогообложения прибыли в состав амортизируемого имущества, указаны в п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ.
Исходя из содержания вопроса представляется, что рассматриваемый объект планируется использовать более 12 месяцев.
По мнению Минфина России, расходы на изготовление имущества, используемого в рекламных целях, соответствующего критериям амортизируемого имущества, учитываются через амортизацию (Письма Минфина России от 15.06.2012 N 03-03-10/71 (направлено Письмом ФНС России от 27.06.2012 N ЕД-4-3/10519@), от 26.03.2012 N 03-03-06/1/157, от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821, от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213, УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136079.1).
В Постановлении ФАС Центрального округа от 05.07.2006 N А68-АП-4/11-05 высказано аналогичное мнение.
Однако большая часть арбитражных судов при рассмотрении споров по налоговой квалификации затрат на изготовление подобных объектов (информационных вывесок, щитов, стендов, баннеров, рекламных сеток) придерживается иной позиции, которая заключается в правомерности единовременного их учета в составе расходов на рекламу.
Так, например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 N 09АП-25362/2011-АК по делу N А40-45680/11-75-189 при рассмотрении спора о признании рекламных стендов амортизируемым имуществом указано, что в отношении спорных стендов не выполняется критерий, предусмотренный п. 1 ст. 257 НК РФ для признания имущества амортизируемым (в составе основных средств), а именно: если рекламные конструкции не используются налогоплательщиком в качестве средств труда при производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг или для управления организацией, то данные объекты не могут быть отнесены к амортизируемому имуществу (в составе основных средств).
Общество, осуществляя деятельность по оптовой продаже табачных изделий и не являясь организацией, непосредственно оказывающей услуги по рекламе товаров, соответственно, не использует и не может использовать (по роду своей деятельности) рекламные стенды (которые являются носителями рекламной информации) в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг или для управления организацией.
При этом экономическая выгода от приобретения рекламных стендов достигается заявителем не в результате непосредственного использования рекламных стендов в своей деятельности (в качестве средств труда), а за счет их размещения в торговых точках в целях рекламы (в результате которой формируется и поддерживается спрос у совершеннолетних потребителей к реализуемой обществом продукции).
Таким образом, рекламные стенды не могут признаваться средствами труда (в том смысле, который придается этому термину ст. 257 НК РФ), которые используются обществом для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Правомерность единовременного отнесения табачными организациями стоимости таких предметов, как рекламные стенды (в частности, диспенсеры), на расходы в целях налогообложения в составе расходов на рекламу являлась предметом судебной оценки (Постановления Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 N 8867/10, ФАС Московского округа от 09.03.2010 N КА-А40/1561-10, от 10.06.2011 N КА-А40/4733-11, Определения ВАС РФ от 20.09.2010 N ВАС-11847/10, от 17.10.2008 N 13492/08, от 26.06.2008 N 7751/08, от 14.08.2007 N 9542/07).
В указанном Постановлении Девятый арбитражный апелляционный суд также отметил, что место размещения объектов рекламы (наружной или рекламных объектов, размещаемых внутри помещений) правового значения для целей налогообложения не имеет.
Выводы о правомерности единовременного учета расходов на изготовление объектов, используемых при рекламировании товаров, работ, услуг налогоплательщика (вывесок, щитов, стендов, баннеров, рекламных сеток), также содержатся в Постановлениях ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-4631/10-С2 по делу N А34-4973/2009, ФАС Московского округа от 21.10.2010 N КА-А40/12310-10 по делу N А40-108744/09-4-759, ФАС Поволжского округа от 01.07.2008 по делу N А57-10917/07.
Кроме того, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 N А05-8466/2009 сказано, что световые вывески с указанием «Булочная» относятся к наружной рекламе, а налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять группу затрат в том случае, если некоторые из них с равным основанием можно отнести одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ). Включение расходов на изготовление световой вывески в состав затрат на рекламу соответствует пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, исходя из позиции судебных органов, налогоплательщик вправе учесть затраты на изготовление макета жилого комплекса, используемого в рекламных целях, в составе расходов на рекламу.
Однако, учитывая мнение Минфина России, следование данной позиции, вероятнее всего, вызовет претензии со стороны налогового органа. В связи с этим решение по рассматриваемому вопросу пользователь должен принять самостоятельно.
Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).
 
Н.С.Евдокимова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
18.02.2014