Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация имеет в собственности земельный участок. В июле 2013 г. опубликована информация об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости указанного земельного участка. Организация намерена оспорить размер кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку кадастровая стоимость превышает рыночную. Какие документы необходимо собрать организации?
19.10.2020

Организация имеет в собственности земельный участок. В июле 2013 г. опубликована информация об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости указанного земельного участка. Организация намерена оспорить размер кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку кадастровая стоимость превышает рыночную. Какие документы необходимо собрать организации?

Вопрос: Организация имеет в собственности земельный участок. В июле 2013 г. опубликована информация об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости указанного земельного участка. Организация намерена оспорить размер кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку кадастровая стоимость превышает рыночную. Какие документы необходимо собрать организации?
 
Ответ: Организации необходимо подготовить заявление о пересмотре кадастровой стоимости, к которому приложить кадастровый паспорт земельного участка; нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок; отчет об установлении рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, если рыночная стоимость земельного участка отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов.
 
Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) в течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости опубликовывает информацию об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости, дате проведения последней государственной кадастровой оценки, и иную информацию, определенную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее — заявители).
В соответствии с ч. 3, 5 — 7 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, национального совета по оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ч. 8 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу ч. 11 — 13 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
— кадастровый паспорт объекта недвижимости;
— нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
— отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
— положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Согласно п. 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263) в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, — положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям к нему, установленным законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления (ч. 14 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ).
Таким образом, организации необходимо подготовить заявление о пересмотре кадастровой стоимости, к которому приложить кадастровый паспорт земельного участка; нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок; отчет об установлении рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, если рыночная стоимость земельного участка отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов.
 
Н.Б.Тихонова
ООО «Эксперт-право»
28.08.2013