Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация представила в банк платежное поручение на сумму 100 000 000 руб. в пользу иностранной организации. Банк запросил документы, подтверждающие легальность получения на счет организации денежных средств по ранее совершенным операциям. Организация документы не представила. Правомерен ли отказ банка в исполнении платежного поручения, если организация представила банку нотариально заверенный договор и все документы для проведения операции по платежному поручению?
20.10.2020

Организация представила в банк платежное поручение на сумму 100 000 000 руб. в пользу иностранной организации. Банк запросил документы, подтверждающие легальность получения на счет организации денежных средств по ранее совершенным операциям. Организация документы не представила. Правомерен ли отказ банка в исполнении платежного поручения, если организация представила банку нотариально заверенный договор и все документы для проведения операции по платежному поручению?

Вопрос: Между банком и организацией заключен договор банковского счета, согласно которому банк обязался осуществлять расчетно-кассовое обслуживание организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Организация представила в банк платежное поручение на сумму 100 000 000 руб. в пользу иностранной организации. Банк запросил документы, подтверждающие легальность получения на счет организации денежных средств по ранее совершенным расчетно-кассовым операциям, ссылаясь на то, что это предусмотрено правилами внутреннего контроля и есть подозрения, что данная сделка осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Поскольку запрашиваемые документы организацией представлены не были, банк отказал в исполнении названного платежного поручения. Однако организация представила банку нотариально заверенный договор, на основании которого совершалась операция, и все соответствующие документы для проведения расчетной операции по упомянутому платежному поручению на сумму 100 000 000 руб. Правомерны ли в представленном случае действия банка по отношению к организации?
 
Ответ: Если организация представила в банк платежное поручение на сумму 100 000 000 руб. в пользу иностранной организации, на что банк запросил документы, подтверждающие легальность получения на счет организации денежных средств по ранее совершенным расчетно-кассовым операциям, ссылаясь на то, что это предусмотрено их правилами внутреннего контроля и что есть подозрения, что данная сделка осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, однако запрашиваемые документы организацией представлены не были, то банк вправе отказать в исполнении указанного платежного поручения, даже если организация представила банку нотариально заверенный договор, на основании которого совершалась операция, и все соответствующие документы для проведения расчетной операции.
 
Обоснование: К числу требований банковского законодательства, предъявляемых к операциям по исполнению кредитными организациями платежных поручений, относятся требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ), которые возлагают на банки как на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, ряд публично-правовых обязанностей, к числу которых относятся: идентификация клиента; документальное фиксирование информации об отдельных видах совершаемых банковских операций; а также отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. п. 1.1, 1.2 и 1.4 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 1307/10.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основания полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный пп. 5 п. 1 настоящей статьи; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций — Банком России по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций — Банком России по согласованию с уполномоченным органом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам не могут содержать ограничения по замещению данных должностей для лиц, привлекавшихся к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не предусматривающей дисквалификации таких лиц. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно ст. 866 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены гл. 25 ГК РФ. В случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций банком, привлеченным для исполнения поручения плательщика, ответственность, предусмотренная п. 1 настоящей статьи, может быть возложена судом на этот банк. Если нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ.
Согласно п. 12 ст. 7 Закона N 115-ФЗ приостановление операций в соответствии с п. 10 настоящей статьи и отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
В Письме Банка России от 03.09.2008 N 111-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций» относительно сомнительных сделок указано, что возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем. Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям особое внимание уделять указанным выше операциям и при выявлении таких операций в деятельности юридических лиц — резидентов запрашивать у них документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на их счета в уполномоченных банках, а также иные документы, подтверждающие вещные права юридических лиц — резидентов на реализуемые ими на территории Российской Федерации товары либо иные активы.
Исходя из изложенного выше считаем действия банка в представленной ситуации правомерными, так как операции, проводимые организацией, подпадают под критерий сомнительности согласно Закону N 115-ФЗ. Банк, в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ, правомерно запросил у организации документы, подтверждающие легальность получения на счет денежных средств, и правомерно отказал организации в осуществлении запрашиваемой операции, основываясь на положениях Закона N 115-ФЗ. Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 3173/13.
 
А.А.Филонов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
25.02.2014