Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Правомерно ли привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за нарушение условий лицензионного соглашения об условиях недропользования с целью добычи подземных вод (составная часть лицензии), если в 2011 г. она уже была привлечена к такой ответственности?
20.10.2020

Правомерно ли привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за нарушение условий лицензионного соглашения об условиях недропользования с целью добычи подземных вод (составная часть лицензии), если в 2011 г. она уже была привлечена к такой ответственности?

Вопрос: Организации была выдана лицензия на добычу подземных вод, неотъемлемой составной частью которой является лицензионное соглашение об условиях недропользования с целью добычи подземных вод. Управление Росприроднадзора выявило факты нарушения организацией условий лицензионного соглашения, в связи с чем привлекло ее к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Правомерно ли это, если организация уже была привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в 2011 г.?
 
Ответ: Привлечение организации в 2014 г. к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение ею лицензионного соглашения об условиях недропользования с целью добычи подземных вод при условии, что она уже была привлечена к такой ответственности в 2011 г., правомерно.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Часть 3 ст. 9 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ гласит, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.09.2013 N А55-310/2013 суд относительно аналогичной ситуации указал, что действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Лицензионное соглашение, нарушение положений которого вменяется административным органом, является договором. Неисполнение условий договора в предусмотренный в нем срок не освобождает сторону от исполнения обязательств по этому договору в разумный срок. Судами первой и апелляционной инстанций не учтены положения ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, то есть привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 7.3 КоАП РФ, за нарушение предусмотренных лицензией условий в 2008 г. не освобождает от исполнения этих условий в последующем в разумный срок. Фактически дважды (в 2008 и 2012 гг.) совершены идентичные административные правонарушения (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией), ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Данная правовая позиция подтверждается также Постановлением Президиума ВАС РФ от 27.10.2009 N 6417/09.
Таким образом, привлечение организации в 2014 г. к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за нарушение ею лицензионного соглашения об условиях недропользования с целью добычи подземных вод при условии, что она уже была привлечена к такой ответственности в 2011 г., правомерно.
 
А.А.Филонов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
26.02.2014