Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с иском к унитарному предприятию, которому принадлежат на праве хозяйственного ведения здания, об обязании пройти процедуру учета федерального имущества. Правомерно ли это?
20.10.2020

Территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с иском к унитарному предприятию, которому принадлежат на праве хозяйственного ведения здания, об обязании пройти процедуру учета федерального имущества. Правомерно ли это?

Вопрос: Унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежат здания, закрепленные за предприятием в 1993 г. Предприятие не внесло здания в реестр федерального имущества. Территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к предприятию об обязании пройти процедуру учета федерального имущества. Правомерны ли требования территориального управления Росимущества?
 
Ответ: Исковые требования территориального управления Росимущества об обязании пройти процедуру учета федерального имущества неправомерны, так как бездействие предприятия не ограничивает права Российской Федерации как собственника имущества по владению, пользованию и распоряжению и не создает препятствий в реализации ТУ Росимущества правомочий собственника в гражданском обороте.
 
Обоснование: Согласно п. 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее — Положение, Постановление N 447), учет федерального имущества — получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 3 Положения объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом федеральное недвижимое имущество.
В силу п. 14 Положения правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган:
— надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно Приложению N 1;
— надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
В отношении федерального имущества, принадлежащего на дату утверждения настоящего Положения правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона, правообладатель представляет в соответствующий территориальный орган указанные карты и документы в 9-месячный срок с даты утверждения Положения (16.07.2007).
На основании п. 42 Положения правообладатели и федеральные органы исполнительной власти, иные органы и (или) организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) территориальные органы.
При совершении сделок с федеральным имуществом федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации полномочиями федеральное имущество, являющееся предметом сделки, должно быть учтено в реестре в соответствии с Положением.
Согласно п. 6 Постановления N 447 указанное требование не применяется к правоотношениям, возникающим при совершении сделок с находящимися на территории Российской Федерации и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.
В судебной практике указано, что бездействие предприятия не ограничивает права Российской Федерации как собственника имущества по владению, пользованию и распоряжению и не создает препятствий в реализации ТУ Росимущества правомочий собственника в гражданском обороте. Невыполнение предприятием требований ТУ Росимущества, связанных с учетом федерального имущества, влечет административную ответственность. Помимо того, ТУ Росимущества не лишено возможности самостоятельно организовать процедуру учета имущества в порядке, предусмотренном п. 29 Положения.
Выбор способа защиты своих прав и интересов, перечисленных в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, принадлежит лицу, право которого нарушено, на основании ст. 9 ГК РФ.
Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества не относятся к полномочиям собственника по распоряжению, владению и пользованию своим имуществом как участника гражданских правоотношений.
Поскольку оспариваемое бездействие предприятия, связанное с несоблюдением процедуры учета федерального имущества, не нарушает вещных прав Российской Федерации как собственника имущества, исковые требования территориального управления Росимущества об обязании пройти процедуру учета федерального имущества неправомерны (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2011 по делу N А78-6268/2010, от 24.06.2010 по делу N А78-6793/2009).
 
Н.Б.Тихонова
ООО «Эксперт-право»
28.02.2014