Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация, осуществляющая деятельность в сфере гражданской обороны, установила спасателям профессиональной аварийно-спасательной службы ежегодный отпуск от 30 до 40 суток в зависимости от стажа непрерывной работы в данной организации. Вправе ли работодатель определять порядок исчисления непрерывного стажа?
20.10.2020

Организация, осуществляющая деятельность в сфере гражданской обороны, установила спасателям профессиональной аварийно-спасательной службы ежегодный отпуск от 30 до 40 суток в зависимости от стажа непрерывной работы в данной организации. Вправе ли работодатель определять порядок исчисления непрерывного стажа?

Вопрос: Локальным нормативным актом (положением) организации, осуществляющей деятельность в сфере гражданской обороны, в целях стимулирования работников к продолжительной работе в данной организации спасателям профессиональной аварийно-спасательной службы установлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск от 30 до 40 суток в зависимости от стажа непрерывной работы в этой организации. В соответствии с положением в непрерывный стаж работы не включаются периоды работы спасателями в иных организациях. Вправе ли работодатель самостоятельно определять такой порядок исчисления непрерывного стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск от 30 до 40 суток?
 
Ответ: По нашему мнению, организация (работодатель) вправе самостоятельно определять в локальном нормативном акте порядок исчисления непрерывного стажа работы спасателей, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью от 30 до 40 суток, так как Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» этот порядок не определен. Однако возможна и другая позиция.
 
Обоснование: Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона N 151-ФЗ спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью:
— спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, — 30 суток;
— спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 10 лет, — 35 суток;
— спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 15 лет, — 40 суток.
Право работодателя на принятие локальных нормативных актов закреплено в ст. 22 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Исходя из вопроса при разработке порядка подсчета (расчета) непрерывного стажа работы для определения правил установления продолжительности оплачиваемого отпуска работодатель исходил из буквального понимания слова «непрерывный», установив, что в непрерывный стаж работы не включаются периоды работы спасателями в иных организациях. Не имеется императивных законодательных норм и положений иных нормативно-правовых актов, имеющих обязательный характер при решении вопросов о содержании локальных нормативных актов в области трудового права, которые бы регулировали вопросы определения условий подсчета (расчета) непрерывности стажа работы для определения правил установления продолжительности оплачиваемого отпуска сверх минимальных размеров, устанавливаемых нормами федерального трудового законодательства. При таких обстоятельствах работодатель был вправе самостоятельно определять условия исчисления непрерывного стажа работы в целях стимулирования интереса своих работников именно к продолжительной работе (закрепления кадров) в своей организации. Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см. Кассационное определение Ростовского областного суда от 12.03.2012 по делу N 33-2978/2012).
Иная точка зрения по данному вопросу может основываться на правовой позиции Верховного Суда РФ. Согласно п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в силу ст. ст. 5 и 8 ТК РФ положения локальных нормативных актов, регулирующих условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающих по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительности дополнительного отпуска), не могут применяться судом. Таким образом, по аналогии с данным выводом ограничение, содержащееся в локальном акте организации (об исчислении непрерывного стажа спасателя без учета его работы в других организациях), может быть признано ухудшающим положение работника и не подлежащим применению в случае судебного спора.
 
А.Б.Иванов
Общероссийское отраслевое
объединение работодателей
«Союз работодателей атомной
промышленности, энергетики и науки России»
04.03.2014