Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли налоговый орган при камеральной проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, истребовать у налогоплательщика общую оборотно-сальдовую ведомость и оборотно-сальдовые ведомости по отдельным счетам бухгалтерского учета за тот период, за который представлена декларация?
20.10.2020

Вправе ли налоговый орган при камеральной проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, истребовать у налогоплательщика общую оборотно-сальдовую ведомость и оборотно-сальдовые ведомости по отдельным счетам бухгалтерского учета за тот период, за который представлена декларация?

Вопрос: Вправе ли налоговый орган при камеральной проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, истребовать у налогоплательщика общую оборотно-сальдовую ведомость и оборотно-сальдовые ведомости по отдельным счетам бухгалтерского учета за тот период, за который представлена декларация?
 
Ответ: Учитывая позицию Минфина России, налоговый орган при камеральной проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, вправе истребовать у налогоплательщика общую оборотно-сальдовую ведомость и оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета за тот период, за который представлена декларация. Учитывая наличие в судебной практике противоположной позиции по данному вопросу, неправомерность такого требования налогового органа налогоплательщику предстоит доказывать в суде.
 
Обоснование: Пунктом 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В силу п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Как следует из п. 8 ст. 88 НК РФ, при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 — 8 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 10) разделяет понятия первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Как указано в Письме Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209, налоговые органы имеют возможность истребовать документы, которые обосновывают вычеты по НДС, в том числе и регистры налогового и бухгалтерского учета.
Однако по данному вопросу в судебной практике существует противоположная позиция, основанная на том, что в гл. 21 НК РФ регистры бухгалтерского учета, в отличие от первичных учетных документов, не указаны. Согласно данному подходу налоговый орган при камеральной проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, не вправе истребовать у налогоплательщика общую оборотно-сальдовую ведомость и оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета за тот период, за который представлена декларация, поскольку данные документы, будучи регистрами бухгалтерского учета, не подтверждают в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Так, удовлетворяя заявление организации о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, о возложении обязанности возместить НДС в требуемой сумме, Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 30.09.2013 N А54-9232/2012, исходя из ст. ст. 9 и 10 Федерального закона N 402-ФЗ, заключил, что документом, подтверждающим факт хозяйственной жизни, то есть служащим для его принятия к учету, является первичный учетный документ, в то время как регистры бухгалтерского учета только регистрируют и накапливают данные, содержащиеся в первичных учетных документах, в связи с чем их непредставление налоговому органу не может служить основанием для предоставления налоговых вычетов (см. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 N А42-1789/2011).
 
Ю.М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
07.03.2014