Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Правомерен ли отказ в госрегистрации изменений, если решение единственного участника ООО о внесении изменений в устав не содержит пункта о внесении изменений, указывая лишь на утверждение устава в новой редакции?
20.10.2020

Правомерен ли отказ в госрегистрации изменений, если решение единственного участника ООО о внесении изменений в устав не содержит пункта о внесении изменений, указывая лишь на утверждение устава в новой редакции?

Вопрос: Единственный участник ООО принял решение о внесении изменений в устав. Затем единственный участник ООО обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации соответствующих изменений. Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации, сославшись на то, что решение о внесении изменений в устав не содержит пункта о внесении изменений в устав, указывая лишь на утверждение устава в новой редакции. Правомерна ли позиция регистрирующего органа?
 
Ответ: Позиция регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, обоснованная ссылкой на то, что решение о внесении изменений в устав не содержит пункта о внесении изменений в устав, указывая лишь на утверждение устава в новой редакции, неправомерна.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В силу пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных Законом N 129-ФЗ и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом N 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Данная норма, а также иные приведенные в п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации не затрагивают случая, когда происходит государственная регистрация изменений в устав ООО и представленное решение о внесении изменений в устав не содержит пункта о внесении изменений в устав, указывая лишь на утверждение устава в новой редакции.
Таким образом, позиция регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, обоснованная ссылкой на то, что решение о внесении изменений в устав не содержит пункта о внесении изменений в устав, указывая лишь на утверждение устава в новой редакции, неправомерна.
Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой.
Удовлетворяя заявление организации о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 05.11.2013 N А65-2925/2013 указал, что ст. 17 Закона N 129-ФЗ не содержит условий об обязательном включении в решение об утверждении новой редакции устава организации пункта о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Из анализа указанной нормы следует, что учредитель может внести данные изменения путем представления в регистрирующий орган учредительного документа (устава) в новой редакции. Сам факт утверждения устава в новой редакции является доказательством того, что в учредительные документы были внесены такие изменения.
 
Ю.М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
11.03.2014