Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Посольство Дании оказывает российской организации услугу по проведению пресс-конференции. Для проведения данного мероприятия посольство арендовало конференц-зал. Обязана ли российская организация при перечислении вознаграждения уплачивать НДС в качестве налогового агента?
20.10.2020

Посольство Дании оказывает российской организации услугу по проведению пресс-конференции. Для проведения данного мероприятия посольство арендовало конференц-зал. Обязана ли российская организация при перечислении вознаграждения уплачивать НДС в качестве налогового агента?

Вопрос: Посольство Дании оказывает российской организации услугу по проведению пресс-конференции. Для проведения данного мероприятия посольство арендовало конференц-зал. Обязана ли российская организация при перечислении вознаграждения уплачивать НДС в качестве налогового агента?
 
Ответ: Российская организация не признается налоговым агентом и не должна удерживать и уплачивать в бюджет НДС при перечислении вознаграждения посольству Дании за проведение пресс-конференции и аренду конференц-зала, поскольку иностранное посольство не признается налогоплательщиком-организацией.
 
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
Пунктом 2 ст. 161 НК РФ закреплено, что налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ.
Услуги по проведению пресс-конференции не указаны в пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, значит, в отношении таких услуг применяется пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. То есть место реализации услуг по проведению пресс-конференции определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги (см. также Письма Минфина России от 15.06.2011 N 03-07-15/17, от 05.03.2010 N 03-07-08/56).
В то же время указанные в вопросе услуги по проведению пресс-конференции, по нашему мнению, возможно рассматривать как услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом, а именно как услуги по аренде конференц-зала, если в договоре или акте оказания услуг подробно раскрыто содержание услуг по проведению пресс-конференции и услуги по аренде являются основными, а не вспомогательными. На основании пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 1.1, п. 3 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по аренде недвижимого имущества определяется по месту нахождения этого имущества.
Но и в том, и в другом случае российская организация при перечислении вознаграждения не должна удерживать и уплачивать НДС в бюджет в качестве налогового агента. Это связано с тем, что с учетом норм Венской конвенции о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961), Указа Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации», абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ, ст. 48 Гражданского кодекса РФ, Приказа ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах» дипломатическое и приравненное к нему представительство иностранного государства в Российской Федерации (посольство), являясь зарубежным государственным органом внешних сношений, не является организацией — налогоплательщиком НДС в смысле ст. ст. 11, 143 НК РФ.
 
Е.В.Орлова
Начальник отдела аудита
ООО «ПАРТИ»
12.03.2014