Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Согласно уставу ЗАО протокол общего собрания акционеров должен быть составлен не позднее 10 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров. Вправе ли Банк России выдать обществу предписание, которым обязывает общество привести устав в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ?
20.10.2020

Согласно уставу ЗАО протокол общего собрания акционеров должен быть составлен не позднее 10 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров. Вправе ли Банк России выдать обществу предписание, которым обязывает общество привести устав в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ?

Вопрос: В уставе ЗАО содержится положение о том, что протокол общего собрания акционеров должен быть составлен не позднее 10 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров, что не соответствует действующей редакции Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Вправе ли Банк России выдать обществу предписание, которым обязывает общество привести устав в указанной части в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации?
 
Ответ: Банк России не вправе выдать акционерному обществу предписание, которым обязывает общество привести устав в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
 
Обоснование: В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2013 N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» с 01.09.2013 Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) упраздняется.
Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 01.09.2013 передаются Банку России (Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 39-ФЗ) Банк России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
В соответствии с п. п. 6 и 7 ст. 44 Закона N 39-ФЗ Банк России вправе:
— устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых им организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых им организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций;
— направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 46-ФЗ) предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 11 Закона N 46-ФЗ установлено, что предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным Законом N 46-ФЗ, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) к компетенции общего собрания акционеров относится внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции.
Пунктом 2 ст. 48 Закона N 208-ФЗ закреплено, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.
Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением вопросов, предусмотренных Законом N 208-ФЗ.
Исходя из п. 1 ст. 63 Закона N 208-ФЗ протокол общего собрания акционеров составляется не позднее 3 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.
Как следует из изложенного, положение устава акционерного общества о том, что протокол общего собрания акционеров должен быть составлен не позднее 10 рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров, нарушает норму п. 1 ст. 63 Закона N 208-ФЗ.
Однако внесение изменений в устав общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Учитывая данное обстоятельство, Банк России не вправе выдать предписание, которым обязывает общество привести устав в указанной части в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 31.07.2012 N Ф03-2773/2012 суд пришел к выводу, что оспариваемые предписания ФСФР России касаются корпоративных отношений между эмитентом и акционерами, то есть по вопросам, не связанным с оборотом ценных бумаг. Определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, на основании пп. 4 п. 1 ст. 48 и п. 1 ст. 66 Закона N 208-ФЗ, отнесены к компетенции общего собрания акционеров.
Удовлетворяя заявление открытого акционерного общества в части признания предписания регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам недействительным, а действия по его вынесению — незаконными, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 20.03.2013 N А65-23764/2012 с учетом положений пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 48 и п. 4 ст. 49 Закона N 208-ФЗ указал, что основанием для государственной регистрации соответствующих изменений в устав акционерного общества могут служить лишь решения общего собрания акционеров, а не выданное обществу предписание Федеральной службы по финансовым рынкам.
По нашему мнению, данные подходы судов применимы по аналогии и к отсутствию у Банка России права выдавать предписания по вопросам, касающимся корпоративных отношений между акционерным обществом и его акционерами, в частности по рассматриваемому в вопросе положению устава общества.
Таким образом, Банк России не вправе выдать обществу предписание, которым обязывает общество привести устав в указанной части в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
 
Е.В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
12.03.2014