Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация А - участник открытого аукциона на выполнение работ для заказчика (казенного учреждения). Организация Б - участник аукциона при проведении аукциона подавала предложения о цене контракта, в результате чего начальная (максимальная) цена снижена более чем на 50 процентов. Организация Б признана победителем аукциона. Правомерно ли это?
25.10.2020

Организация А — участник открытого аукциона на выполнение работ для заказчика (казенного учреждения). Организация Б — участник аукциона при проведении аукциона подавала предложения о цене контракта, в результате чего начальная (максимальная) цена снижена более чем на 50 процентов. Организация Б признана победителем аукциона. Правомерно ли это?

Вопрос: Организация А (акционерное общество) является участником открытого аукциона на выполнение работ для заказчика (казенного учреждения). Другой организацией Б — участником данного аукциона (ООО) при проведении аукциона подавались предложения о цене контракта, в результате чего начальная (максимальная) цена снижена более чем на 50 процентов. Данная организация признана победителем аукциона. Организация А полагает, что подобное снижение цены неправомерно, поскольку является существенным и экономически необоснованным. Вправе ли участник аукциона подавать предложения о цене контракта, в результате которых начальная цена снижается более чем в два раза? Правомерно ли заказчик признал организацию Б победителем аукциона?
 
Ответ: Позиция организации А в рассматриваемой ситуации о том, что снижение цены другим участником закупки неправомерно, со ссылкой на то, что является существенным и экономически необоснованным, не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Участник аукциона вправе подавать предложения о цене контракта, в результате которых начальная цена снижается более чем в два раза. Заказчик признал организацию Б победителем аукциона правомерно при условии соблюдения всех требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
 
Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 68 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном данной статьей.
Согласно ч. 6 ст. 68 Закона N 44-ФЗ величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее — шаг аукциона) составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 7 ст. 68 Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах шага аукциона.
Частью 8 ст. 68 Закона N 44-ФЗ установлено, что при проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от шага аукциона при условии соблюдения требований, предусмотренных ч. 9 данной статьи.
На основании ч. 9 ст. 68 Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:
1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах шага аукциона;
3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, в случае если оно подано таким участником электронного аукциона.
Анализируя приведенные положения, следует заключить, что ст. 68 Закона N 44-ФЗ не содержит ограничений относительно нижнего предела снижения цены контракта по предложению участника.
При этом Закон N 44-ФЗ не включает такие понятия, как существенное снижение начальной цены контракта или экономически необоснованное предложение о цене контракта. Следовательно, подобные понятия не могут оцениваться при анализе действий участников аукциона.
Отметим, что в силу ст. 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Учитывая данные положения, добросовестная, в том числе ценовая, конкуренция между участниками является одним из основополагающих принципов осуществления закупок.
Таким образом, позиция организации А в рассматриваемой ситуации о том, что снижение цены другим участником закупки неправомерно, со ссылкой на то, что является существенным и экономически необоснованным, не соответствует Закону N 44-ФЗ. Участник аукциона вправе подавать предложения о цене контракта, в результате которых начальная цена снижается более чем в два раза. Заказчик признал организацию Б победителем аукциона правомерно при условии соблюдения всех требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Правомерность данного вывода подтверждается и позицией Якутского УФАС России в Решении от 19.02.2015 N 06-47/15т, в котором контрольный орган в сфере закупок не принял во внимание указание участника закупки — коммерческой организации на то, что снижение иным участником закупки цены контракта на 46,13 процентов при проведении электронного аукциона нарушило права и законные интересы заявителя.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе путем подачи предложения о цене контракта, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом заявитель обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски, в том числе и такие негативные последствия, как проигрыш в электронном аукционе.
Данные выводы по аналогии могут быть применены и в отношении рассматриваемой ситуации, в которой снижение цены контракта произошло более чем на 50 процентов.
 
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
23.06.2015