Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация предложила ИП стать спонсором проводимого ею мероприятия. При согласии ИП организация обязуется разместить информацию о нем на распространяемых материалах о мероприятии. Вправе ли ИП учесть в составе расходов при исчислении УСН предоставленные организации спонсорские средства?
25.10.2020

Организация предложила ИП стать спонсором проводимого ею мероприятия. При согласии ИП организация обязуется разместить информацию о нем на распространяемых материалах о мероприятии. Вправе ли ИП учесть в составе расходов при исчислении УСН предоставленные организации спонсорские средства?

Вопрос: Организация предложила индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, стать спонсором проводимого организацией мероприятия. При согласии индивидуального предпринимателя организация обязуется разместить информацию об индивидуальном предпринимателе на всех распространяемых материалах о мероприятии (спонсорскую рекламу). Вправе ли индивидуальный предприниматель учесть в составе расходов при исчислении УСН предоставленные организации спонсорские средства?
 
Ответ: В ситуации, когда организация предложила индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, стать спонсором проводимого организацией мероприятия и при согласии индивидуального предпринимателя организация обязуется разместить информацию об индивидуальном предпринимателе на всех распространяемых материалах о мероприятии (спонсорскую рекламу), индивидуальный предприниматель не вправе учесть в составе расходов при исчислении УСН сумму спонсорских средств, поскольку спонсорская реклама направлена на рекламирование самого индивидуального предпринимателя, а не производимых им товаров или оказываемых услуг.
 
Обоснование: В силу п. п. 9 и 10 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
ФАС России в п. 4 Письма от 09.08.2006 N АК/13075 указал, что в соответствии со ст. 3 Закона N 38-ФЗ под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. При этом Закон N 38-ФЗ содержит четкое указание на то, что в качестве спонсора может выступать исключительно лицо, а не товар, а также на то, что данное лицо должно быть определено в рекламе именно в качестве спонсора.
Соответственно, при спонсорской рекламе объектом рекламирования является сам индивидуальный предприниматель, а не производимый им товар.
На основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.
Расходы, указанные в пп. 20 п. 1 данной статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.
В силу п. 4 данной статьи к расходам организации на рекламу относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Соответственно, индивидуальный предприниматель вправе включить в состав расходов затраты на рекламу товаров и товарных знаков.
Данная позиция сходна с мнением финансового ведомства. Как указано в Письме Минфина России от 27.03.2008 N 03-11-04/2/58, расходы на спонсорский договор со спортивной организацией при условии, что спортивная организация будет распространять рекламу о спонсоре в виде товарного знака в словесном и изобразительном обозначении на спортивном оборудовании, обмундировании спортсменов во время спортивных соревнований, могут быть учтены для целей налогообложения организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
При этом остается нераскрытым вопрос, правомерно ли включить в состав расходов затраты на спонсорскую рекламу.
Данный вопрос был предметом рассмотрения арбитражных судов. Как отметил суд, оказание спонсорской помощи в обмен на указание об этом в прессе не направлено на рекламу товаров, услуг, производимых или реализуемых обществом, и пришел к выводу о неправомерном включении в состав расходов при исчислении УСН указанной услуги (Постановление ФАС Уральского округа от 26.06.2012 N Ф09-4813/12).
Таким образом, поскольку спонсорская реклама направлена на рекламирование индивидуального предпринимателя, а не производимых им товаров или оказываемых услуг, индивидуальный предприниматель не вправе включить в состав расходов при исчислении УСН сумму спонсорских средств.
 
Н.Н.Матюнина
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
25.06.2015