Вопрос: Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей. Определением суда действие обжалуемого требования было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта.
Вступившим в законную силу решением суда в удовлетворении заявления общества было отказано, оспариваемое требование таможни признано законным и обоснованным.
Впоследствии таможенный орган направил обществу требование об уплате пеней, в том числе и за период, когда действие оспоренного требования было приостановлено.
Правомерно ли начисление пеней за указанный период?
Ответ: Начисление пеней за период, когда действие требования об уплате таможенных платежей было приостановлено определением суда, правомерно, поскольку ни налоговым, ни таможенным законодательством не предусмотрено прекращение начисления пеней в случае обжалования решения, послужившего основанием для их начисления, и приостановления его действия определением суда.
Обоснование: В соответствии со ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании) принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Пенями признаются установленные денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ч. 1 ст. 151 Закона о таможенном регулировании).
Согласно ч. 3 ст. 151 Закона о таможенном регулировании пени не начисляются в случаях:
1) если таможенным органом не установлен плательщик таможенных пошлин, налогов;
2) если таможенные пошлины, налоги взыскиваются в соответствии с ч. 8 ст. 150 Закона о таможенном регулировании;
3) предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
4) определения таможенной стоимости товаров в соответствии с п. 5 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза;
5) в иных случаях, предусмотренных Законом о таможенном регулировании.
Таким образом, в таможенном законодательстве отсутствует такое основание для неначисления пеней, как обжалование решения, послужившего основанием для их начисления.
Согласно п. 1 ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (п. 8 ст. 75 НК РФ).
Таким образом, НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда пени не начисляются; обжалование решения, послужившего основанием для начисления пеней, в их число не входит.
Е.А.Нечаева
Архангельская таможня
Северо-Западного таможенного управления
Федеральной таможенной службы
26.06.2015