Вопрос: Российской организацией был заключен контракт на поставку европейскому покупателю лесоматериалов из ели с удаленной или неудаленной корой. Организацией были получены квота и лицензия на экспорт указанных лесоматериалов в объеме, соответствующем контракту.
Таможенный орган в ходе проведения проверки установил, что, поскольку фактически были вывезены лесоматериалы с корой, объем вывозимого товара, для целей исчисления таможенных платежей и контроля исчерпания выделенной по лицензии квоты, следует определять с учетом коры. С учетом объема коры в общем объеме экспортируемых лесоматериалов таможенный орган сделал вывод о превышении организацией объема вывезенного товара сверх лицензии и квоты, отказал в предоставлении льготы по уплате таможенных платежей на часть товара в объеме, превышающем квоту, и направил организации требование об уплате таможенных платежей.
Правомерны ли действия таможенного органа?
Ответ: В ситуации, когда российской организацией был заключен контракт на поставку европейскому покупателю лесоматериалов из ели с удаленной или неудаленной корой, при этом организацией были получены квота и лицензия на экспорт указанных лесоматериалов в объеме, соответствующем контракту, для таможенных целей исчисления таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов учитываются фактический объем вывозимого лесоматериала с корой и объем лесоматериала, указанный в лицензии, выданной на основании контракта и тарифной квоты.
При вывозе лесоматериалов в объеме с учетом коры, превышающем тарифную квоту, таможенный орган правомерно и обоснованно установил превышение объема вывезенного товара сверх лицензии и квоты и направил организации требование об уплате таможенных платежей.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Разделом 2.28 Приложения N 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» установлен перечень товаров, в отношении которых государствами — членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации. К указанным товарам относятся лесоматериалы хвойных пород: ель, пихта, сосна.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2012 N 779 утверждены Тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств — участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств — участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз (далее — Правила).
В соответствии с п. 2 Правил распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором РФ, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий. Количество товаров, указанных в заявлении о выдаче лицензии, должно соответствовать количеству товаров, указанных в разрешении на квоту и во внешнеторговом договоре (контракте) (п. 9 Правил).
Таким образом, законодательством Таможенного союза и РФ установлены ограничения на вывоз за пределы таможенной территории отдельных видов лесоматериалов: для вывоза лесоматериалов организации необходимо получить квоту и лицензию на экспорт указанных лесоматериалов в объеме, соответствующем внешнеэкономическому контракту.
В соответствии со ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются в том числе сведения о количестве товаров в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения.
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товары, классифицируемые в товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС (лесоматериалы необработанные с удаленной или неудаленной корой), измеряются в дополнительных единицах измерения — метрах кубических.
Приложением N 4 к Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, установлен Перечень сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
Так, в отношении лесоматериалов необработанных в декларации должны быть указаны в том числе объем лесоматериалов с учетом фактической длины и с учетом коры , а также объем лесоматериалов, указанный в контракте, с учетом номинальной длины и без учета коры .
Таким образом, из названных нормативных актов следует, что для таможенных целей исчисления таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов учитываются фактический объем вывозимого лесоматериала с корой и объем лесоматериала, указанный в лицензии, выданной на основании контракта и тарифной квоты.
Если организация фактически осуществила вывоз лесоматериалов в коре в объеме, превышающем тарифную квоту, таможенный орган правомерно и обоснованно установил превышение объема вывезенного товара сверх лицензии и квоты.
Указанный вывод подтверждается материалами судебной практики (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2015 N Ф07-390/2015 по делу N А56-44384/2014).
Е.А.Нечаева
Архангельская таможня
Северо-Западного таможенного управления
Федеральной таможенной службы
26.06.2015