Вопрос: Организация подала декларацию на товар, классифицируемый в подсубпозиции 0206 22 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины — 12,5% от таможенной стоимости, но не менее 0,13 евро за 1 кг). Таможенный пост принял решение о проведении дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товара и решение о проведении дополнительной проверки заявленных сведений о характеристиках товара, влияющих на его классификацию, в связи с чем назначена таможенная экспертиза товара. В целях осуществления выпуска товара таможенный орган направил декларанту два расчета обеспечения суммы уплаты таможенных пошлин, налогов (один — исходя из наибольшей величины стоимости с применением ставки таможенной пошлины 12,5%; второй — исходя из заявленной таможенной стоимости с применением наибольшей ставки ввозной таможенной пошлины — 65%, установленной для товаров товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 0203).
Правомерны ли действия таможенного органа? Каким образом в рассматриваемом случае определяется сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов?
Ответ: Действия таможенного органа по определению сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и направлению декларанту двух расчетов такого обеспечения являются неправомерными, поскольку не соответствуют требованиям п. 2 ст. 88 Таможенного кодекса Таможенного союза. В случае проведения дополнительных проверок по таможенной стоимости и по классификационному коду товара сумма обеспечения определяется один раз и рассчитывается исходя из наибольшей стоимости и ставки таможенной пошлины, которые могут быть применены по результатам дополнительных проверок.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 69 ТК ТС, если дополнительная проверка заявленных сведений о таможенной стоимости не может быть окончена в сроки, определенные ст. 196 ТК ТС для выпуска товаров, решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со ст. 88 ТК ТС. Аналогичные положения установлены ст. 198 ТК ТС и ч. 10 ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случаях проведения дополнительной проверки заявленных сведений о характеристиках товара, влияющих на классификацию, и назначения таможенной экспертизы.
Пунктами 3, 5 ст. 88 ТК ТС предусмотрено, что сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в вышеуказанных случаях определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, с учетом требований, установленных п. п. 1 и 2 ст. 88 ТК ТС.
Учитывая положения законодательства, при наступлении нескольких оснований для проведения проверки заявленных сведений (сведений о таможенной стоимости, о классификационном коде товара) сумма обеспечения определяется с учетом положений, установленных п. 2 ст. 88 ТК ТС, поскольку по результатам проверки могут измениться как величина таможенной стоимости (база для исчисления таможенных платежей), так и классификационный код товара, влияющий на размер ставки ввозной таможенной пошлины.
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 88 ТК ТС сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, при этом законодательством не предусмотрена возможность многократного определения суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для осуществления выпуска одного и того же товара, в рассматриваемой ситуации сумма обеспечения подлежала определению единожды исходя из наибольшей стоимости и ставки таможенной пошлины, которые могли быть применены по результатам указанных проверок.
Таким образом, в данном случае таможенный орган неверно дважды определил сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, применив сначала в качестве основы для расчета наибольшую стоимость однородных товаров и заявленную ставку ввозной таможенной пошлины (12,5%), а в другом расчете — заявленную таможенную стоимость и наибольшую ставку таможенной пошлины (65%). При таких обстоятельствах действия таможенного поста по определению суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и направлению декларанту двух расчетов такого обеспечения осуществлены с нарушением таможенного законодательства.
О.В.Ким
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
26.06.2015