Вопрос: ООО (комиссионер) реализует товары комитента в розничных торговых сетях. Договор комиссии предусматривает комиссионное вознаграждение в размере 7% суммы выручки от реализации товаров. Для увеличения объема продаж ООО по своей инициативе заключает с торговыми сетями договоры о продвижении товаров, по которым торговые сети оказывают непосредственно ему (ООО) рекламные и маркетинговые услуги. Правомерно ли ООО учитывать в расходах по налогу на прибыль затраты на рекламу и маркетинговые услуги, если договор комиссии не предусматривает их возмещение комитентом?
Ответ: Комиссионер вправе учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на рекламные и маркетинговые услуги, приобретаемые для увеличения объема продаж товаров комитента, при условии, что комитент не возмещает ему эти затраты и не учитывает их в расходах. Есть разъяснения Минфина России и решение суда, подтверждающие данный вывод.
Обоснование: По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ). Размер и порядок выплаты вознаграждения устанавливаются договором комиссии (п. 1 ст. 991 ГК РФ).
Комитент обязан, помимо уплаты комиссионного вознаграждения, возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (ст. 1001 ГК РФ).
Расходы на рекламу реализуемых товаров относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). К прочим относятся также иные расходы, связанные с производством и реализацией товаров (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В случае если комиссионер понес расходы, соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые не возмещаются комитентом и не отражаются в налоговом учете комитента, комиссионер вправе включить указанные расходы в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли (п. 9 ст. 270 НК РФ, Письма Минфина России от 30.12.2014 N 03-03-06/1/68506, от 13.07.2010 N 03-03-06/1/458).
Расходы комиссионера на рекламные и маркетинговые услуги, приобретаемые комиссионером в целях увеличения объема продаж товаров комитента, являются экономически оправданными и направленными на получение дохода, поскольку размер комиссионного вознаграждения, по условиям договора комиссии, зависит именно от количества реализованных товаров.
Таким образом, комиссионер вправе учесть указанные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль. К аналогичному выводу в похожей ситуации приходил Арбитражный суд Московского округа (Постановление от 30.10.2014 N Ф05-12462/14).
При этом тот факт, что рекламируемые комиссионером товары до момента их реализации конечному потребителю являются собственностью комитента, не имеет значения для учета расходов, поскольку по НК РФ возможность учета затрат на рекламу не зависит от права собственности на рекламируемую продукцию (п. 1 ст. 996 ГК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 N А41-1071/14).
А.В.Зацепин
Издательство «Главная книга»
28.06.2015